Preview

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_17

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена вопросу психолого-педагогической диагностики функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи. В образовательных программах для детей с нарушениями слуха и речи основное внимание уделяется развитию интегративных компонентов функциональной грамотности, что связано с трудностями обучающихся в коммуникации с окружающими. Известно, что развитие интегративных компонентов функциональной грамотности возможно лишь в условиях целенаправленного педагогического воздействия с учетом особенностей интеллектуального и речевого развития каждого ученика. Авторами рассмотрена специфика формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи, показана необходимость диагностики уровня ее развития. Анализ результатов исследования выявил, что дети указанной категории имеют трудности в формировании и развитии стандартных форм межличностных отношений, затрудняются в применении знаний, полученных в процессе своего обучения, в поиске необходимой информации и ее осмыслении. Для полноценного освоения образовательной программы учеником педагогу необходимо оценить актуальный уровень его функциональной грамотности и выявить потенциальные возможности. Описана авторская модель психологопедагогической диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи, которая включает семантический, содержательный и оценочный блоки. Представлены критерии диагностической оценки педагогом развития интегративных компонентов функциональной грамотности у детей изучаемой категории. Статья направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области диагностики и развития интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи.

Об авторах

М. Л. Любимов
Московский городской педагогический университет
Россия

Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор Центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования

121151, г. Москва, Кутузовский пр-т, 24



О. Г. Приходько
Московский городской педагогический университет
Россия

Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института специального образования и психологии

121151, г. Москва, Кутузовский пр-т, 24



И. А. Филатова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Филатова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института специального образования, заведующий кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



М. О. Захарова
Московский городской педагогический университет
Россия

Захарова Марина Олеговна, заместитель директора Центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования

121151, г. Москва, Кутузовский пр-т, 24



Список литературы

1. Байгужина, С. Х. Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики: использование опыта японской школы / С. Х. Байгужина // Вестник «ӨРЛЕУ» – KST. – 2016. – № 3 (13). – C. 94-97.

2. Борщевская, А. Ю. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования / А. Ю. Борщевская // Наука и школа. – 2021. – № 1. – С. 199-208.

3. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – М. : Советский спорт, 2004. – 304 с.

4. Гостева, Ю. Н. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова, Т. Ю. Чабан // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1, № 4 (61). – C. 34-57.

5. Крылова, Ю. А. Проблема формирования функциональной грамотности российских школьников / Ю. А. Крылова // Перспективы развития математического образования в Твери и Тверской области : материалы научно-практической конференции. – Тверь, 2017. – С. 147-154.

6. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) / Р. Е. Левина. – М., 1951. – 119 с.

7. Любимов, М. Л. Интерактивные технологии речевого развития детей с ОВЗ / М. Л. Любимов, Е. В. Белобородова, М. О. Захарова. – Текст : электронный // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития : сборник научных статей по материалам I Международной научно- практической конференции (Россия, г. Москва, 6–7 апреля 2018 года). – М. : МГПУ ; ООО «А-Приор», 2018. – URL: https://ino.mgpu.ru/articles/itogi-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferentsiinepreryvnoe-obrazovanie-effektivnye-praktiki-i-perspektivy-razvitiya/.

8. Любимов, М. Л. Формирование функциональной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе развития проектной деятельности / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, М. О. Захарова, А. А. Мокс // Специальное образование. – 2020. – № 2. – С. 73-93.

9. Педагогика здравого смысла : сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М. : Баласс ; Изд. дом РАО, 2003. – 368 с.

10. Сапольски, Р. Игры тестостерона и другие вопросы биологии поведения : пер. с англ. / Р. Сапольски. – М. : Альпина нон-фикшн, 2021. – 322 с.

11. Словари и энциклопедии. Педагогика. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины / авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. – М. : Компания Спутник+, 2006. – 191 с.

12. Филатова, И. А. Формирование функциональной произносительной грамотности : учебнометодическое пособие / И. А. Филатова ; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2020. – 68 с.

13. Флях, А. В. Функциональная грамотность – необходимое условие успешной адаптации человека в обществе / А. В. Флях // Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР-2016) : материалы III Международной научно-практической конференции. – Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2017. – С. 332-335.

14. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению / Г. А. Цукерман. – М. : РАО, 2010. – 67 с.

15. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. – 2-е изд. – М. : Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2015. – С. 26.


Для цитирования:


Любимов М.Л., Приходько О.Г., Филатова И.А., Захарова М.О. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ. Педагогическое образование в России. 2021;(4):142-147. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_17

For citation:


Lyubimov M.L., Prikhod’ko O.G., Filatova I.A., Zakharova M.O. MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF INTEGRATIVE COMPONENTS OF FUNCTIONAL LITERACY IN CHILDREN WITH HEARING AND SPEECH IMPAIRED. Pedagogical Education in Russia. 2021;(4):142-147. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_17

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)