Preview

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ У ПОДРОСТКОВ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_16

Полный текст:

Аннотация

Известно, что эмоциональный интеллект является важным фактором адаптации подростка в социальном окружении. Его низкий уровень затрудняет общение, провоцируя не только конфликты и изоляцию подростка, но и агрессию, направленную на нанесение вреда сверстнику. Поэтому именно в подростковый период, по данным исследований, возникает самое большое количество случаев буллинга в школах. Но каким образом связаны эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков? В современной литературе до сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос. В статье предпринята попытка найти на него ответ. Выборку составили 110 учеников 9-х классов школы № 140 г. Екатеринбург и школы № 25 г. Каменск-Уральский, из них 60 юношей и 50 девушек. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: «Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн)» Д. В. Люсина, «Тест для определения индекса групповой сплоченности» К. Э. Сишора, «Диагностика межличностных отношений (социометрия)» Дж. Морено. Обнаружены различия в распределении внутриличностного эмоционального интеллекта среди подростков. Также девушки и юноши по-разному оценивают групповую сплоченность и имеют разные социометрические статусы в классе. Корреляционное исследование показало, что эмоциональный интеллект, групповая сплоченность и социометрический статус оказались связаны между собой. Дальнейшие перспективы исследования заключаются в изучении различий в распределении уровней общего и межличностного эмоционального интеллекта между подростками разных полов, а также факторов, влияющих на развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. Исследование изменений групповой сплоченности представляет интерес при проведении занятий по развитию эмоционального интеллекта подростков.

Об авторах

Л. И. Забара
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Забара Людмила Ивановна, кандидат философских наук, доцент, директор научно-образовательного центра экспертиз, продвижения русского языка и культуры

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



С. Н. Кремешкова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Кремешкова Софья Николаевна, студентка 4 курса департамента психологии

620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51



Ю. В. Лебедева
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Лебедева Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования

620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51



Список литературы

1. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57-65.

2. Андриенко, О. А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива / О. А. Андриенко // БГЖ. – 2019. – № 2 (27). – С. 13-15.

3. Беляева, А С. Роль эмоционального интеллекта в формировании девиантного поведения подростков / А. С. Беляева, О. А. Харькова // Инновационная наука. – 2020. – № 10. – С. 73-76.

4. Беспалов, Д. В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах / Д. В. Беспалов // Научный журнал КубГАУ. – 2013. – № 89. – С. 24-32.

5. Бочкова, М. Н. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования / М. Н. Бочкова, Н. В. Мешкова // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 49-59.

6. Водяха, С. А. Эмоциональный интеллект и школьное благополучие современных подростков / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 1. – С. 103-108.

7. Гайнанова, Л. Ф. Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Л. Ф. Гайнанова // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. – 2020. – № 1. – С. 37-41.

8. Гулевич, О. А. Социальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. – М. : Юрайт, 2015. – 452 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

9. Давыдова, Ю. В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков / Ю. В. Давыдова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2010. – № 4. – С. 113-118.

10. Еликова, М. Е. Взаимосвязь эмоционального интеллекта старших школьников и поведения в конфликте / М. Е. Еликова // Наука через призму времени. – 2020. – № 11 (44). – С. 49-53.

11. Иванова, Е. С. Естественная и сформированная динамика эмоционального интеллекта старших школьников / Е. С. Иванова // Наука и современность. – 2011. – № 12-2. – С. 129-134.

12. Иванова, Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6. – С. 37-41.

13. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. 752 с.

14. Калинина, Р. Р. Возрастно-половые особенности представления о буллинге у учащихся подросткового возраста / Р. Р. Калинина, Д. Я. Грибанова // Russian Journal of Education and Psychology. – 2016. – № 7 (63). – С. 96-104.

15. Камышникова, Л. Д. Поведение в социальных ситуациях как фактор эмоционального интеллекта / Л. Д. Камышникова, С. С. Белова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2011. – Т. 1, № 13. – С. 60-67.

16. Каргина, А. Е. Гендерные различия параметров эмоционального интеллекта подростков / А. Е. Каргина, И. С. Морозова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 9. – С. 59-63.

17. Карпов, А. В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма / А. В. Карпов, А. С. Петровская // Вестник интегративной психологии. – 2006. – № 4. – С. 83-86.

18. Клыпа, О. В. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков / О. В. Клыпа, П. А. Стежко // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. – С. 297-301.

19. Кочетова, Ю. А. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков / Ю. А. Кочетова, М. В. Климакова // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – Т. 9, № 4. – C. 65-74.

20. Кочнева, Е. М. Социометрическая позиция школьника и его роль в структуре буллинга / Е. М. Кочнева, И. Е. Емелина, А. А. Симанина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-4. – С. 301-304.

21. Максимова, Е. Б. Соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии в подростковом возрасте / Е. Б. Максимова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2017. – № 3 (9). – С. 148-166.

22. Никифорова, Д. М. Разработка программы по оптимизации безопасного защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде / Д. М. Никифорова, А. Д. Бойко // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 1. – С. 105-112.

23. Николаева, И. А. Возможности смеха в профилактике и коррекции детской агрессии / И. А. Николаева, С. А. Котова // Вестник Курганского государственного университета. – 2019. – № 3 (54). – С. 54-61.

24. Новикова, М. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования / М. А. Новикова, А. А. Реан // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – С. 78-96.

25. Прохорова, К. А. Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте / К. А. Прохорова, Ю. А. Кочетова // Молодой ученый. – 2018. – № 20 (206). – С. 77-80.

26. Сачкова, М. Е. Взаимосвязь статусной дифференциации и сплоченности в ученических группах старших подростков / М. Е. Сачкова, О. В. Васькова // Социальная психология и общество. – 2013. – Т. 4, № 1. – С. 92-102.

27. Чебыкин, О. Я. Становление эмоциональной зрелости личности : монография / О. Я. Чебыкин, И. Г. Павлова. – Одесса : ПНЦ АПН Украины, 2009. – 238 с.

28. Curşeu, P L. The magic of collective emotional intelligence in learning groups: No guys needed for the spell! / P L. Curşeu // Br. J. Psychol. – 2015. – No. 106. – P. 217-234. – URL: https://www.researchgate.net/publication/262299657_The_magic_of_collective_emotional_intelligence_in_learning_groups_No_guys_needed_for_the_spell (mode of access: 15.02.2021).

29. Troth, A. C. Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion / A. C. Troth // Journal of Psychoeducational Assessment. – 2012. – No. 30 (4). – P. 414-424. – URL: https://www.researchgate.net/publication/270689979_Emotional_Intelligence_Communication_Competence_and_Student_Perceptions_of_Team_Social_Cohesion (mode of access: 15.02.2021).


Для цитирования:


Забара Л.И., Кремешкова С.Н., Лебедева Ю.В. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ У ПОДРОСТКОВ. Педагогическое образование в России. 2021;(4):131-141. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_16

For citation:


Zabara L.I., Kremeshkova S.N., Lebedeva Yu.V. EMOTIONAL INTELLIGENCE AND GROUP COHESION IN ADOLESCENTS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(4):131-141. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_16

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)