Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОМ ПОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК В КОНТЕКСТНОМ ОБРАЗОВАНИИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_15

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается речевой поступок как единица коммуникативного поведения в контексте межличностного общения субъектов образовательного процесса. Цель статьи – показать созидательную роль речевого поступка в процессе присвоения культуры субъектом познания в образовательных контекстах жизни и деятельности. В статье приводится описание контекстносодержательных компонентов речевого поступка, обеспечивающих воспроизведение коммуникативной культуры как части общей культуры, на основе осознанного и ответственного выбора речевого действия и поступка субъектом познания в контекстном образовании. Обосновывается диалогическая природа речевого поступка как семантической единицы всей сферы деятельности; рассматриваются основные корреляты речевого поступка, обеспечивающие его конструктивную сущность; аргументируется ценностно-смысловая сущность (основа) речевого поступка, роль образовательной среды, направленной на взаимодействие субъектов образовательного процесса, на преобразование субъекта познания из потребляющего в созидающего на основе совместной деятельности с преподавателем, на формирование ответственного отношения к поступку. Приводятся классификации речевого поступка, предлагается подход к определению совокупности речевых поступков личности. Также в статье обсуждаются современные вызовы, ставящие под угрозу ценностные ориентации национальной культуры и оказывающие негативное влияние на речевые традиции. На основе анализа зарубежных исследований, посвященных выявлению особенностей и роли речевых тактик педагогов в обучении, и концепций контекстного образования показана роль речевого поступка в учебном диалоге как стержневой единицы активности студента и основы диалогического межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Описанные в статье контекстно-содержательные компоненты речевого поступка указывают основные ориентиры в педагогическом взаимодействии, учитывающие социокультурный контекст различных коммуникативных ситуаций, обеспечивающие эффективную совместную деятельность и межличностное общение, формирование личной культуры субъекта познания.

Об авторах

Н. В. Жукова
Уральский государственный медицинский университет
Россия

Жукова Наталья Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и педагогики

620014, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3



Т. С. Вершинина
Уральский государственный медицинский университет
Россия

Вершинина Татьяна Станиславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры клинической психологии и педагогики

620014, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3



Список литературы

1. Артёмов, В. А. Психология обучения иностранным языкам / В. А. Артёмов. – М. : Просвещение, 1969. – 279 с. – URL: https://sheba.spb.ru/shkola/psiholog-inostran-1969.htm (дата обращения: 10.04.2021). – Текст : электронный.

2. Борисова, И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика / И. Н. Борисова. – Екатеринбург : Издательство УрГУ, 2001. – 408 с.

3. Брудный, А. А. Коммуникация: существование и сущность / А. А. Брудный // Психология, лингвистика и междисциплинарные связи : сборник научных работ к 70-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева / под ред. Т. В. Ахутиной, Д. А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2008.

4. Буряковская, В. А. Коммуникативные характеристики массовой культуры в медийном дискурсе (на материале русского и английского языков) : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Буряковская В. А. – Волгоград, 2015. – 43 с. – URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1422652045_3287.pdf (дата обращения: 10.04.2021). – Текст : электронный.

5. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические основы контекстного образования / А. А. Вербицкий. // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. – С. 7-88.

6. Воронцова, Т. А. Молчание как маркер агрессивного речевого поведения (на материале бытового общения) / Т. А. Воронцова, Т. Р. Копылова. – Текст : электронный // Филологический класс. – 2017. – № 3 (49). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molchanie-kak-marker-agressivnogo-rechevogo-povedeniyana-materiale-bytovogo-obscheniya (дата обращения: 07.04.2021).

7. Жукова, Н. В. Контексты личной культуры обучающегося / Н. В. Жукова // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. – C. 143-154.

8. Ищенко, Н. С. Культурно-архетипические основания русской цивилизации / Н. С. Ищенко // Проблемы цивилизационного развития. – 2020. – Т. 2, № 1. – С. 105-126.

9. Казыдуб, Н. Н. Бесконфликтный дискурс: ритуальное поведение или ответственный поступок? / Н. Н. Казыдуб // Вестник МГЛУЕАЛИ. – 2015. – Вып. 3 (714). – С. 62-71.

10. Коган, Л. Н. Теория культуры / Л. Н. Коган. – Екатеринбург, 1993.

11. Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности: полилингвизм и поликультурность : монография / под ред. М. О. Гузиковой, М. Ю. Гудовой ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2017. – 236 с. – (Сер. Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности).

12. Курцева, З. И. Речевой поступок: риторический и методический аспекты : монография / З. И. Курцева. – М. : МПГУ, 2017. – 280 с.

13. Леонтьев, А. А. Педагогика здравого смысла: Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / А. А. Леонтьев ; сост., предисл., коммент. Д. А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2016. – 528 с.

14. Матвеева, Т. В. О методе выявления ценностной информации разговорного диалога / Т. В. Матвеева // Научный диалог. – 2018. – № 10. – С. 89-101. – DOI: 10.24224/2227- 1295-2018-10-89-101.

15. Матвеева, Г. Г. Скрытое значение, скрытый смысл и нюансы смысла в коммуникации / Г. Г. Матвеева, И. А. Зюбина. – Текст : электронный // Известия ВГПУ. – 2019. – № 2 (135). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skrytoe-znachenie-skrytyy-smysl-i-nyuansy-smysla-v-kommunikatsii (дата обращения: 07.04.2021).

16. Попова, З. Д. Текст, дискурс и проблема эффективности коммуникации / З. Д. Попова, И. А. Стернин // Текст-дискурс – картина мира : межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 / научный ред. О. Н. Чарыкова. – Воронеж : Истоки, 2005. – С. 4-8.

17. Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К. Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2004. – 320 с.

18. Чарыкова, О. Н. Текст в аспекте новой научной парадигмы / О. Н. Чарыкова // Текст-дискурс – картина мира : межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 / научный ред. О. Н. Чарыкова. – Воронеж : Истоки, 2005. – С. 8-13.

19. Чернявская, B. E. От анализа текста к анализу дискурса / B. E. Чернявская // Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования : сб. науч. тр. / под ред. Л. А. Манерко ; Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. – Рязань, 2002.

20. Щербакова, О. И. Формирование конфликтологической культуры личности в контекстной образовательной среде / О. И. Щербакова // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. – C. 209-256.

21. Chakim, A. An Analysis of Teacher Speech Act in Giving Motivation for English Students Muhammad / A. Chakim, H. Dibdyaningsih. – Text : electronic // Journal of English Language Teaching and Islamic Integration. – 2019. –Vol. 2, No. 2. – Р. 218-229. – URL: https://osf.io›yzh34›download (mode of access: 07.04.2021).

22. Gasparato, R. Emotional Speech Acts and the Educational Perlocutions of Speech / R. Gasparato. – Text : electronic // Journal of Philosophy of Education. – 2016. – Vol. 50, Is. 3. – P. 319-331. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/1467-9752.12193 (mode of access: 07.04.2021).


Для цитирования:


Жукова Н.В., Вершинина Т.С. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОМ ПОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК В КОНТЕКСТНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Педагогическое образование в России. 2021;(4):124-130. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_15

For citation:


Zhukova N.V., Vershinina T.S. REPRODUCTION OF COMMUNICATIVE CULTURE BY THE PERSON IN THE PROCESS OF COGNITION THROUGH A SPEECH ACT IN CONTEXTUAL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2021;(4):124-130. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_15

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)