Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПОЛИСУБЪЕКТНОСТЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_14

Полный текст:

Аннотация

В данной статье представлены возможности организации профилактической работы с девиантными подростками с точки зрения использования возможностей полисубъектного подхода и учета особенностей формирования субъектных качеств личности подростка. Данное содержание обосновано смещением приоритетов деятельности образовательных организаций в сторону формирования умений активно осваивать новые социальные ситуации и способы социально одобряемых форм деятельности. В статье раскрыто содержание «девиантного» поведения, понимаемого в общем смысле как поведение, отклоняющееся от общепринятых в обществе норм. В статье определено, что ведущим личностным проявлением, которое необходимо формировать при выстраивании субъект-субъектных отношений с девиантным подростком в образовательных организациях, является позиция «хочу», лежащая в поле социального одобрения. Определено, что субъектностью в образовательном процессе могут обладать не только педагоги, но и обучающиеся, что говорит о необходимости реализации в профилактической работе полисубъектного взаимодействия при проведении профилактической работы с девиантными подростками. Формирование же субъектных качеств девиантного подростка, лежащих в поле социального одобрения, в рамках применения основных положений полисубъектного подхода позволит достичь положительных результатов в трансформации поведенческих проявлений подростков в сторону нормативности, а помимо этого позволит сформировать у них ряд функциональных качеств, необходимых современному человеку для полноценного и эффективного социального функционирования в современном мире.

Об авторах

Ю. Н. Галагузова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Галагузова Юлия Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической компаративистики

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Н. Н. Лабарешных
МБОУ «Бутовская СОШ № 1»
Россия

Лабарешных Наталья Николаевна, заместитель директора

142718, Московская обл., Ленинский городской округ, р.п. Бутово, жилой комплекс «Бутово-Парк», 27



Е. В. Москвина
Московский государственный областной университет; МБОУ «Бутовская СОШ № 1»
Россия

Москвина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики; заместитель директора

142718, Московская обл., Ленинский городской округ, р.п. Бутово, жилой комплекс «Бутово-Парк», 27



Список литературы

1. Алмазов, Б. Н. Психологические особенности педагогической реабилитации / Б. Н. Алмазов. – Екатеринбург : УГППУ, 2000. – 180 с.

2. Аксенова, Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Аксенова Г. И. – М., 1998. – 43 с.

3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М., 1979. – 336 с.

4. Вачков, И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде / И. В. Вачков // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11, № 2. – С. 36-50.

5. Герт, В. А. Субъектность индивидуального бытия человека / В. А. Герт. – Екатеринбург, 2012.

6. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. – СПб. : Юрид. центр «Пресс», 2004. – 518 с.

7. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Е. В. Змановская. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2004. – 288 с.

8. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 286 с.

9. Кудрявцев, В. Н. Личность преступника / В. Н. Кудрявцев. – СПб. : Юрид. центр «Пресс», 2004. – 364 с.

10. Левина, И. Л. О субъектности субъекта учебной деятельности / И. Л. Левина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2.

11. Паатова, М. Э. Переоценка смысложизненных установок как детерминант формирования жизнеспособности подростков с девиантным поведением / М. Э. Паатова // Психологические проблемы смысла жизни и акме : материалы XXV Международного симпозиума. – М., 2020. – С. 174-178.

12. Пак, Л. Г. Категория субъектности в контексте социализации личности / Л. Г. Пак // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 4. – С. 32-41.

13. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 15-29.

14. Печенюк, A. M. Теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних : автореф. дис. … канд. пед. наук / Печенюк А. М. – Хабаровск, 2000. – 45 с.

15. Социальная педагогика : учебник / М. А. Галагузова, М. А. Беляева, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова, И. А. Ларионова, Н. В. Молчанова ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 320 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).

16. Шнайдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнайдер. – М. : Академический проект ; Трикста, 2005. – 336 с.


Для цитирования:


Галагузова Ю.Н., Лабарешных Н.Н., Москвина Е.В. ПОЛИСУБЪЕКТНОСТЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Педагогическое образование в России. 2021;(4):117-123. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_14

For citation:


Galaguzova Yu.N., Labareshnykh N.N., Moskvina E.V. POLYSUBJECTIVITY IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION. Pedagogical Education in Russia. 2021;(4):117-123. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_14

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)