Preview

Олимпиада по технологиям как средство инженерно-технологической подготовки молодежи

Полный текст:

Аннотация

Статья раскрывает основные положения концепции олимпиады по технологиям, разработанной авторским коллективом в Уральском государственном педагогическом университете. Анализируются основные мировые тенденции изменения технологической подготовки молодежи. Рассматриваются олимпиады по технологиям как средство реализации выделенных направлений. Дается краткое описание наиболее распространенных олимпиад по технологии/технологиям в РФ и международной практике. Предлагается концепция олимпиады по технологиям: основные идеи, цели и задачи, содержание, организационные формы, формы заданий. Основными целями олимпиады по технологиям являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренной молодежи, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи в области новых технологий. Предлагается проводить олимпиаду в формате ЕГЭ и соревнований WorldSkills по технологиям, что будет актуализировать компетенции учащихся по следующим учебным предметам: технология; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); математика; физика; химия; биология и экономика. Организационно-методическое содержание концепции предполагает реализацию в рамках проекта «Уральская инженерная школа». Концепция определяет основания и направления модернизации содержания и методов обучения школьников технологиям во внеклассной работе в форме олимпиады с учетом международного опыта. Представленное в статье содержание олимпиадных заданий представляет собой совокупность учебных модулей технологической подготовки, обеспечивающих в целом достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов образования на основе внеучебной практической деятельности обучающихся.

Об авторах

О. А. Чикова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Е. П. Антипова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Лошкарева Е. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс] / Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков // Доклад Woldskills Russia. - 93 с. - Режим доступа: http://arzumanyan.com.ru/files/2017/wsdoklad_12_okt_rus.pdfП.

2. Махотин Д. А. Концепция предметной области «Технология» как средство модернизации содержания и технологий обучения в современной школе // Инженерное образование. - 2017. - № 11. - С. 76-82.

3. Махотин Д. А. Технологическая грамотность обучающихся как результат общего образования // Профильная школа. - 2015. - Т. 3. - № 2. - С. 8-15.

4. Огурэ Л. Б. Многопредметная образовательная олимпиада как дидактическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников : дис.. канд. пед. наук. - М., 2004. - 160 c.

5. Орешкина А. К. Подходы к модернизации содержания и технологий обучения в предметной области «Технология» // Школа и производство. - 2016. - № 8. - С. 14-18.

6. Перечень поручений Президента РФ от 23.12.2015 г. № 15-ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации по вопросам совершенствования системы общего образования.

7. Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс] : Доклад Woldskills Russia // The Boston Consulting Group. - 2017. - 70 с. - Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/ Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf.

8. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642).

9. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203.

10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

11. Сурков Д. А. Олимпиада НТИ - всероссийская инженерная олимпиада // Автоматизация и IT в энергетике. - 2017. - № 6 (95). - С. 50-56.

12. Хотунцев Ю. Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. - М. : МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2012. - 199 с.

13. Eremin V. V., Gudilin E. A., Eremina E. A., Tret'Yakov Yu. D. The science Olympiad "nanotechnology: Breakthrough into the Future" // Russian Journal of General Chemistry. - 2013. - Vol. 83. - № 6. - P. 1282-1289.

14. Education for Life and Work: Developing Transferable Knowledge and Skills in the 21st Century. Committee on Defining Deeper Learning and 21st Century Skills / James W. Pellegrino and Margaret L. Hilton // Board on Testing and Assessment and Board on Science Education, Division of Behavioral and Social Sciences and Education. - Washington, DC : The National Academies Press, 2012. - 204 p.

15. Engelbrecht J., Mwambakana J. Validity and diagnostic attributes of a mathematics olympiad for junior high school contestants // African Journal of Research in Mathematics, Science and Technology Education. - 2016. - Vol. 20. - № 2. - P. 175-188.

16. Gamze Ozogul, Jana Reisslein & Martin Reisslein. К-12 engineering outreach: design decisions, rationales,and applications // International Journal of Designs for Learning. - 2016. - Vol. 7. - № 2. - P. 57-73.

17. Garcia J. C. From peer learning to self learning: Competition teams // Proceedings of the International Astronautical Congress, IAC. - 2015. - Vol. 13. - P. 10022-10026.

18. Robinson A. Developing STEM talent in the early school years: STEM Starters and it s next generation scale-up // Teaching Gifted Learners in STEM Subjects: Developing Talent in Science, Technology, Engineering and Mathematics. - 2017. - P. 20-30.

19. Lim S. S. L., Cheah H.-M., Hor T. S. A. Science olympiads as vehicles for identifying talent in the sciences: The singapore experience // Communicating Science to the Public: Opportunities and Challenges for the Asia-Pacific Region. - 2014. - P. 195-211.

20. Jackson E. Reimers Cheryl L. Farmer, Stacy S. Klein-Gardner An Introduction to the Standards for Preparation and Professional Development for Teachers of Engineering // Journal of Pre-College Engineering Education Research (J-PEER). - 2015. - Vol. 5. - № 1. - P. 40-49.

21. Pawloski J. S., Standridge C. R., Plotkowski P. D. Stimulating K-12 student interest through industry, engineering college and K-12 school partnerships // ASEE Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings. - 2011. - P. 8.

22. Sahin A., Gulacar O., Stuessy C. High School Students’ Perceptions of the Effects of International Science Olympiad on Their STEM Career Aspirations and Twenty-First Century Skill Development // Research in Science Education. - 2015. - Vol. 45. - № 6. - P. 785-805.

23. Successful K-12 STEM Education: Identifying Effective Approaches in Science, Technology, Engineering, and Mathematics. Committee on Highly Successful Science Programs for K-12 Science Education. Board on Science Education and Board on Testing and Assessment, Division of Behavioral and Social Sciences and Education. - Washington, 2011. - 38 p.

24. Sumida M. Emerging trends in Japan in education of the gifted: A focus on science education // Journal for the Education of the Gifted. - 2013. - Vol. 36. - № 3. - P. 277-289.

25. Van Kampen P., Browne W. R., Burke M., Cotter M. A., James P., Mc Glynn E., O'Kennedy R., Smyth P., Whelan G. A new science competition for secondary school students: The first European Union Science Olympiad // European Journal of Physics. - 2004. - Vol. 25. - № 1. - P. 23-29.


Для цитирования:


Чикова О.А., Антипова Е.П. Олимпиада по технологиям как средство инженерно-технологической подготовки молодежи. Педагогическое образование в России. 2018;(3):73-81.

For citation:


Chikova O.A., Antipova E.P. ACADEMIC COMPETITION IN TECHNOLOGIES AS A MEANS OF TRAINING IN ENGINEERING AND TECHNOLOGY. Pedagogical Education in Russia. 2018;(3):73-81. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)