Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ЛАБОРАТОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_11

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблемам языкового образования студентов в мультимедийноориентированном контексте с целью совершенствования информационной культуры студентов. Описываются основные направления деятельности многофункциональной Лаборатории медиаобразования, ориентированной на разработку технологии работы преподавателей с иноязычными медиатекстами, позволяющими выходить за рамки языковой подготовки студентов в учебной аудитории по иностранному языку. Отмечается неисчерпаемый лингводидактический потенциал мультимедийных текстов, дающий возможность эффективно решать задачи расширения культурного пространства студентов, совершенствования их информационной культуры, медиакультуры, медиаграмотности, критического мышления, коммуникативных умений и навыков. Исследование выполнено на базе разножанрового материала аутентичных англоязычных медиа – телевидения Великобритании и США, материалов, размещенных на YouTube, других видеохостингах. Отмечаются сложности проведения учебного процесса с медиатекстами, предлагаются пути их преодоления. Автор делится опытом учебно-методической работы лаборатории, научно обоснованной методикой интеграции мультимедиа в учебный процесс по иностранному языку. Особую важность представляет описание технологии работы с публицистическими, новостными программами англоязычного телевидения, алгоритма работы преподавателя с ними. Предлагаются некоторые варианты подходов работы преподавателя с привлечением медиа в учебный процесс по иностранному языку, критерии отбора медийных материалов. Приводятся примеры методического обеспечения, учебных пособий, заданий, разработанных в Лаборатории медиаобразования, а также тематики для разработки проектов студентами на основе мультимедийных материалов по определенным темам. Результаты исследования могут быть применимы для распространения опыта в учебном процессе языковых и неязыковых вузов при условии высокого уровня лингвистической компетенции студентов с целью совершенствования их информационной культуры, а также в системе повышения квалификации учителей иностранного языка.

Об авторе

О. С. Дворжец
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Россия

Дворжец Ольга Соломоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения иностранным языкам

644077, г. Омск, пр-т Мира, 55



Список литературы

1. Бовтенко, М. А. Развитие мультимодальных компетенций в обучении иностранным языкам в вузе / М. А. Бовтенко. – Хабаровск, 2020. – С. 333-345.

2. Гендина, Н. И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества / Н. И. Гендина // Информационное общество. – 2009. – Ч. 2. – С. 57-63.

3. Дворжец, О. С. Научно-методическое обеспечение медиаобразования студентов языковых факультетов / О. С. Дворжец // Материалы II Всероссийской научной конференции. – Омск, 2018. – С. 290-293.

4. Дворжец, О. С. Англоязычные СМИ для студентов, изучающих английский язык – Mass media for students of English : учеб. пособие / О. С. Дворжец, В. В. Томкив. – Омск, 2017. – 202 с.

5. Кириллова, Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента / Н. Б. Кириллова. – Екатеринбург, 2014. – 184 с.

6. Коряковцева, Н. А. Формирование информационной культуры студентов в библиотеке высшего учебного заведения : дис. … канд. пед. наук / Коряковцева Н. А. – М., 1999. – 172 с.

7. Кравец, В. А. Вопросы формирования информационной культуры / В. А. Кравец, В. Н. Кухаренко. – Текст : электронный // Culture informative. – 2010. – № 5. – URL: http://ojs.hasdeu.md/index.php/bibliopolis/article/view/171 (дата обращения: 15.07.2021).

8. Лукша, И. В. Языковая лаборатория как средство оптимизации учебной автономии в мультимедийном профессионально ориентированном контексте: на примере факультета иностранных языков педагогического вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Лукша И. В. – М., 2008. – 17 с.

9. Полат, Е. С. Некоторые вопросы организации учебного процесса в языковой лаборатории / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 1980. – № 6. – С. 42-46.

10. Федоров, А. В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность» / А. В. Федоров, А. А. Левицкая, И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина, В. Л. Колесниченко, Г. В. Федоров, Р. В. Сердюков. – М. : МОО «Информация для всех», 2012. – 614 с.

11. Dvorghets, O. Developing students’ media literacy in the English language teaching context / O. Dvorghets, Y. Shaturnaya // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 200. – P. 192-198.

12. Dvorghets, O. Developing support materials for mass media course in ELT / O. Dvorghets, L. Butakova. – Text : electronic // The European Proceedings of Social and behavioural sciences. EpSBS WUT 2020 : 10th International Conference Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects (Web of Science). – 2020. – Vol. 86. – P. 340-348. – URL: https://doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2020.8.1.

13. Kamerer, D. Media literacy / D. Kamerer. – Text : electronic // Communication Research Trends. – 2013. – Vol. 32 (1). – P. 1-27. – URL: http://cscc.scu.edu/trends.

14. Lagarde, J. Fact vs fiction: Teaching critical thinking skills in the age of fake news / J. Lagarde, D. Hudgings. – Arlington, VA : International Society for Technology in Education, 2018.

15. Owen, A. Culture matters: Engaging students in redesigning coursework with digital components // Digital Culture & Education. – 2016. – Vol. 8 (2). – P. 40-56.


Для цитирования:


Дворжец О.С. ЛАБОРАТОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА. Педагогическое образование в России. 2021;(4):92-100. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_11

For citation:


Dvorghets O.S. MEDIA EDUCATION LABORATORY AS A MEANS TO ENHANCE INFORMATION CULTURE OF STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(4):92-100. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_11

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)