Preview

СРЕДСТВА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРИОБЩЕНИИ НАЧИНАЮЩИХ КИТАЙСКИХ ВОКАЛИСТОВ К ЕВРОПЕЙСКОМУ ОПЕРНОМУ ИСКУССТВУ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_10

Полный текст:

Аннотация

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена нацеленностью программ вокальных классов художественных школ Китая на знакомство обучающихся с европейским оперным искусством. Цель статьи – определить наиболее эффективные методы приобщения начинающих китайских вокалистов к зарубежному (европейскому) оперному исполнительству на основе средств театральной педагогики. В статье использовались такие методы исследования, как изучение и анализ литературы: обобщение работ российских педагогов-исследователей в вопросах применения средств театральной педагогики в вокальных классах. Научная новизна состоит в выделении и обосновании комплекса методов, связанных с театральной педагогикой, с помощью которых у начинающих вокалистов совершенствуются как технические навыки, так и способности к восприятию, пониманию и сценическому воплощению интонационной содержательности музыкальных образов и интонационной драматургии музыкального произведения. Метод эмоциональнообразного включения, используемый в театральной педагогике для развития актерской техники, в работе с начинающими вокалистами направлен на активизацию воображения, включение рефлекторных связей со всеми органами чувств, осуществление мышечного контроля в работе над совершенствованием вокальной техники. Ассоциативный метод, связанный в актерской практике с воплощением эмоционального состояния в опоре на словесные и цветовые ассоциации, в работе с вокалистами направлен на выработку тембральной окраски голоса, максимально передающей эмоциональное содержание исполняемого произведения. Метод пантомимического приспособления, используемый в театральной педагогике для воспроизведения эмоционального состояния через движение, в вокальном классе направлен на достижение органичного сочетания пения и выразительного движения, развитие артистизма, сценических умений. Этюдный метод, связанный с развитием актерской техники в условиях импровизации на заданную тему в предлагаемых обстоятельствах, способствует развитию у вокалистов самостоятельности в анализе произведения и исполнительских приемов, поиске дополнительных знаний, относящихся к предлагаемым условиям исполнения, творческой активности в выборе средств выразительности. Метод погружения в художественный образ направлен на расширение представлений об историческом и культурном контексте, в котором создавалось исполняемое произведение, что важно как в работе актера над материалом роли, так и для вокалиста в процессе сценического воплощения партии в оперном спектакле. Практическая новизна состоит в определении критериев и показателей освоения обучающимися зарубежного оперного исполнительства, проведении опытно-поисковой работы и анализе ее результатов. Выявлено, что применение средств театральной педагогики и выделенных на этой основе методов в работе с начинающими вокалистами обеспечили эффективность освоения обучающимися европейского оперного исполнительства, что выразилось в усилении у них эмоциональной вовлеченности в восприятие интонационной драматургии музыкального произведения, развитии самостоятельности в выборе средств выразительности для сценического воплощения оперных образов, развитии интереса к европейской музыкальной культуре.

Об авторах

Юэ Гуань
Тунхуаский педагогический университет; Уральский государственный педагогический университет
Китай

Гуань Юэ, преподаватель, аспирант

г. Тунхуа, провинция Цзилинь

620017, пр-т Космонавтов, 26



Чао Цинь
художественная школа «Нанья»; Уральский государственный педагогический университет
Китай

Цинь Чао, преподаватель вокала, аспирант

г. Чанде, провинция Хунань

620017, пр-т Космонавтов, 26



Цзифэнь Цзя
школа Бейху
Китай

Цзя Цзифэнь, педагог

130400, г. Чанчунь, пересечение проспекта Чжонкэ и Южной Инхуа,11-ая Высшая школа Бейху



Список литературы

1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга 1 / Б. В. Асафьев. – М. : Музыка, 1971. – 143 с.

2. Барцхайм, Н. Из практики элементарного музыкального и двигательного воспитания. Пение – танцы – музицирование / Н. Барцхайм, У. Майер ; пер. с нем. В. А. Жилина. – Мюнхен, 1975. – 43 с.

3. Боркина, Н. В. Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Боркина Н. В. – Улан-Удэ, 2008. – 213 с.

4. Вендрова, Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн / Т. Вендрова // Искусство в школе. – 1997. – № 1. – С. 61-65.

5. Гуань, Юе. Формирование у китайских студентов представлений о европейской музыкальной культуре на основе стилевого подхода / Юе Гуань, Н. Г. Куприна, Чжоу Фанчжу // Педагогика искусства. – 2021. – № 3. – С. 117-122.

6. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с.

7. Косинец, Е. И. Театральная педагогика в современной школе / Е. И. Косинец, Т. А. Климова, А. Б. Никитина // Искусство. Все для учителя! – 2012. – № 8. – С. 2-6.

8. Кузнецова, Г. В. Средства театральной педагогики в дирижерско-хоровой подготовке будущего учителя музыки : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Кузнецова Г. В. – М., 2005. – 211 с.

9. Ланщикова, О. Г. Дидактические особенности актерской подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ланщикова О. Г. – М., 2008. – 203 с.

10. Лю, Лю. Теория и практика актерского тренинга в современной китайской театральной школе : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.01 / Лю Лю. – СПб., 2009. – 184 с.

11. Мациевская, С. В. Формирование профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Мациевская С. В. – М., 2006. – 154 с.

12. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. В. Медушевский. – М. : Издательское объединение «Композитор», 1993. – 262 с.

13. Межецкая, О. В. Этапы формирования навыков художественного движения у учащихся детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях / О. В. Межецкая. – Текст : электронный // Научное мнение. – 2013. – № 11. – URL: http://unipress.pro/catalog.php?cid=262.

14. Морозов, В. П. Тайны вокальной речи / В. П. Морозов. – URL: http://files.regentjob.ru/books/vokal/morozov/0712.html. – Текст : электронный.

15. Русских, И. Р. Детский хоровой театр в процессе приобщения младших школьников к оперному творчеству / И. Р. Русских // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 117-122.

16. Сладкопевец, Р. В. Художественно-исполнительское становление вокалиста в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств / Р. В. Сладкопевец // Вокальное образование 21 века : материалы науч.-практич. конференции. Вып. 4. – М., 2007. – С. 140-144.

17. Соловьянова, О. Ю. Модель профессиональной подготовки студентов вокалистов на основе театральных технологий / О. Ю. Соловьянова // Педагогика искусства. – 2018. – № 1.

18. Станиславский, К. С. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 2. Работа актера над собой. Ч. 1 / К. С. Станиславский. – М. : Искусство, 1954. – 421 с.


Для цитирования:


Гуань Ю., Цинь Ч., Цзя Ц. СРЕДСТВА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРИОБЩЕНИИ НАЧИНАЮЩИХ КИТАЙСКИХ ВОКАЛИСТОВ К ЕВРОПЕЙСКОМУ ОПЕРНОМУ ИСКУССТВУ. Педагогическое образование в России. 2021;(4):84-91. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_10

For citation:


Guan Yu., Qin Ch., Jia Ts. MEANS OF THEATER PEDAGOGY IN ADDRESSING BEGINNING CHINESE VOCALISTS TO EUROPEAN OPERA ART. Pedagogical Education in Russia. 2021;(4):84-91. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_10

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)