Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_07

Полный текст:

Аннотация

Развитие художественного интереса к произведениям, выражающим идеи патриотизма и гражданственности, связано с осмыслением школьниками эмоционально-ценностной природы искусства, их личностной вовлеченностью в сопереживание художественным образам и транслируемым ими нравственным идеям. Цель статьи – раскрыть содержание этапов методики развития художественного интереса к произведениям гражданско-патриотической направленности во внеурочной деятельности. Теоретической основой исследования являются положения о художественном интересе как определенной стадии развития художественного сознания, связанной с ценностно-смысловым избирательным отношением к художественным явлениям и созидательной художественно-творческой деятельностью. Научная новизна состоит в разработке методики развития у старшеклассников художественного интереса к произведениям гражданско-патриотической направленности в условиях внеурочной деятельности, включающей три этапа, каждому из которых соответствуют определенная стадия развития мотивационной направленности обучающихся, формы и методы для решения поставленных задач. На эмоционально-побудительном этапе, главной задачей которого было привлечение внимания старшеклассников к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности, применялись методы эмоциональной драматургии занятия, уподобления герою произведения. Использовались формы внеурочных мероприятий, связанных с выполнением творческих заданий по подготовке мультимедийного материала и исполнением художественных произведений гражданско-патриотической направленности. На познавательно-аналитическом этапе, где ставилась задача формирования представлений о символическом характере художественно-образных средств в отражении исторических и социальных явлений, ведущим был метод постановки эмоционально-отношенческих задач в восприятии произведения искусства. Доминировали формы, связанные с дискуссионными обсуждениями произведений искусства на внеклассных часах, в социальных сетях, с позиционированием школьниками своей трактовки произведения. На социально-коммуникативном этапе, где задача развития художественного интереса решалась через активизацию способности у обучающихся в выражении собственной гражданско-патриотической позиции в продуктах творчества, ведущим был метод индивидуальных и коллективных творческих проектов. На базе разработанных старшеклассниками проектов была проведена серия занимательных воспитательных мероприятий для обучающихся 5–6-х классов. Эффективность разработанной методики подтверждена многочисленными грамотами и благодарностями за активное участие обучающихся экспериментального класса в мероприятиях гражданско-патриотической направленности городского и муниципального уровней.

Об авторе

C. А. Валеева
Уральский государственный педагогический университет; Управление образованием Асбестовского городского округа
Россия

Валеева Светлана Анатольевна, аспирант; начальник

624260, г. Асбест, пр-т Ленина, 36/1



Список литературы

1. Банников, В. Н. Педагогические условия развития художественного интереса, художественнотворческой активности учащихся на занятиях изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства : теоретико-ориентированная монография / В. Н. Банников. – М. : Изд-во НОО МО РФ, 2004. – 160 с.

2. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М. М. Бахтин. – М. : Худож. лит., 1975. – 502 с.

3. Борев, Ю. Б. Эстетика : учебник / Ю. Б. Борев. – М. : Высшая школа, 2002. – 511 с.

4. Валеева, С. А. Методы педагогики искусства в формировании гражданской позиции у подростков / С. А. Валеева, Н. Г. Куприна. – Текст : электронный // Педагогика искусства. – 2020. – № 2. – С. 101-110. – URL: http://www.art-education.ru/pedagogika-iskusstva-47.

5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – СПб. : Азбука-классика: 2016. – 448 с.

6. Дмитриева, М. Б. Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы (на материале деятельности учреждений дополнительного образования) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дмитриева М. Б. – Екатеринбург, 2013. – 23 с.

7. Иванов, В. П. Человеческая деятельность – познание – искусство / В. П. Иванов. – Киев : Наукова думка, 1977. – 324 с.

8. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с.

9. Каган, М. С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. – Л. : Искусство, 1972. – 440 с.

10. Котруца, Л. И. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Котруца Л. И. – Майкоп, 2009. – 208 с.

11. Куприна, Н. Г. Диагностика развития художественного интереса у школьников к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности / Н. Г. Куприна, С. А. Валеева, Н. Е. Бородина // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 2. – С. 51-60.

12. Куприна, Н. Г. Реализация воспитательного потенциала искусства в условиях дополнительного художественного образования : монография / Н. Г. Куприна, Э. Д. Оганесян ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Текст : электронный.

13. Левин, И. Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов школьников в классах с углубленным изучением изобразительного искусства : дис. ... канд. пед. наук / Левин И. Л. – Нижний Новгород, 2003. – 287 с.

14. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : кн. для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский. – М. : Просвещение, 2012. – 240 с.

15. Печко, Л. П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса / Л. П. Печко // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе). Вып. 2 : межвузовский сборник научных трудов / Институт художественного образования Российской академии образования ; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Г. Шевченко. – М. ; Луганск, 2000. – С. 45-58.

16. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1988. – 208 с.


Для цитирования:


Валеева C.А. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Педагогическое образование в России. 2021;(4):58-66. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_07

For citation:


Valeeva S.A. METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ ARTISTIC INTEREST IN WORKS OF CIVIL AND PATRIOTIC ORIENTATION. Pedagogical Education in Russia. 2021;(4):58-66. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_07

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)