Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_06

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы поиска достоверной информации студентами в условиях «информационного загрязнения Интернета» (“Information Pollution on the Internet”). Исследования в разных странах показали, что студенты испытывают трудности в организации поисковых запросов, обосновании результатов поиска, критическом отношении к ресурсу. Это ведет к использованию недостоверной информации по теме обучения. Анализ исследований показал значительную дифференциацию молодежи по способности определять степень достоверности интернет-ресурсов (гендерный признак; «самоэффективность», профессиональная культура). Целью исследования является анализ выполнения задания поиска информации в интернете студентами первого курса двух направлений (естественнонаучного и гуманитарного): к каким сайтам обращаются, как объясняют самостоятельный выбор источника информации, полученной в интернете. Оценить: на каком уровне умения определять достоверность интернет-информации находятся первокурсники. Оценивание умения студентов определять достоверность интернет-информации определяется путем соотнесения содержания выделенных уровней и ответов студентов на основе достоверности информации на отмеченных интернет-сайтах и комментариев. Для определения значимости различий используется критерий χ-квадрат. Статистический анализ показал, что студенты, поступающие на разные направления, различаются по уровням распределения умения оценивать достоверность интернет-информации. Однако отличие большей части студентов обоих направлений несущественно и тезис об их различии требует дальнейшего изучения. Большинство студентов первого курса применяют в учебной деятельности отработанные в повседневной жизни стратегии поиска информации в интернете (опора на собственный опыт, обращение к популярным (рекомендованным авторитетами) сайтам, достоверность информации на которых принимается «априори»). Предложено: при организации занятий активнее использовать практикоориентированные задания с требованием решить задачу для заданных значений; во время интерактивных лекций предлагать провокационные вопросы, имеющие различные толкования на ресурсах Интернета; среди критериев оценивания работ выделять требование указывать используемые источники.

Об авторах

Е. П. Матвеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Матвеева Елена Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и технологии и методики обучения физике и технологии

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Е. С. Кощеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Кощеева Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и технологии и методики обучения физике и технологии

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Ануфриева, Д. Ю. Формирование у обучающихся умения критически оценивать информацию в сети Интернет / Д. Ю. Ануфриева, А. Ю. Гузенко // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 3 (52). – С. 380-383.

2. Бродовская, Е. В. Специфика критического мышления российской молодежи в условиях цифровизации / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Р. В. Пырма, А. А. Азаров. – Текст : электронный // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – № 1 (37). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kriticheskogo-myshleniya-rossiyskoy-molodezhi-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 25.03.2021).

3. Матвеева, Е. П. К вопросу о подготовке бакалавров к цифровизации образования / Е. П. Матвеева, Е. С. Кощеева. – Текст : электронный // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 7. – С. 22-29. – URL: https://doi.org/10.26170/po19-07-03.

4. Никулова, Г. А. Студенты переселились в Интернет: присутствие, предпочтения, влияние / Г. А. Никулова, Л. Н. Боброва. – Текст : электронный // ОТО. – 2016. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studenty-pereselilis-v-internet-prisutstvie-predpochteniya-vliyanie (дата обращения: 04.04.2021).

5. Солдатова, Г. У. Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использования Интернета / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 56-67.

6. Холмогорова, Е. И. Положительные и отрицательные аспекты использования сети Интернет при обучении студентов вузов / Е. И. Холмогорова, В. М. Еремина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2019. – Т. 14, № 5. – С. 103-113. – DOI 10.21209/2658-7114-2019-14-5-103-113.

7. Apuke, O. D. University students’ usage of the internet resources for research and learning: forms of access and perceptions of utility / O. D. Apuke, T. O. Iyendo. – Text : electronic // Heliyon. – 2018. – № 4 (12). – URL: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2018.e01052 (mode of access 31.03.2021).

8. Kammerer, Y. The role of internet-specific justification beliefs in source evaluation and corroboration during web search on an unsettled socio-scientific issue / Y. Kammerer, S. Gottschling, I. Bråten // Journal of Educational Computing Research. – 2021. – № 59:2. – P. 342-378. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2021. № 4 57

9. Kurt, A. A. Analysis of Students’ Online Information Searching Strategies, Exposure to Internet Information Pollution and Cognitive Absorption Levels Based on Various Variables / A. A. Kurt, B. G. Emiroglu. – Text : electronic // Malaysian Online Journal of Educational Technology. – 2018. – № 6 (1). – P. 18-29. – URL: https://www.learntechlib.org/p/188663/ (mode of access: 31.03.2021).

10. Gale, M. Sinatra. Evaluating sources of scientific evidence and claims in the post-truth era may require reappraising plausibility judgments / M. Sinatra Gale & Doug Lombardi // Educational Psychologist. – 2020. – № 55:3. P. 120-131. – DOI: 10.1080/00461520.2020.1730181.


Для цитирования:


Матвеева Е.П., Кощеева Е.С. ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ. Педагогическое образование в России. 2021;(4):51-57. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_06

For citation:


Matveeva E.P., Kosheeva E.S. PROBLEMS OF SEARCHING FOR RELIABLE INFORMATION BY STUDENTS ON THE INTERNET. Pedagogical Education in Russia. 2021;(4):51-57. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_06

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)