Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ, МЕТОДИКИ, ПРАКТИКИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_03

Полный текст:

Аннотация

В данной статье представлен обобщенный анализ материалов, связанных с интерактивным обучением. Обращения к этому понятию и явлению встречаются в педагогических энциклопедиях с конца прошлого века, когда интерактивность рассматривалась как взаимодействие обучающихся с соответствующей учебной средой как источником усваиваемого опыта. Однако динамичное и бурное развитие эпохи цифровизации насытило эту среду многочисленными гаджетами, что расширило само понятие «интерактивное обучение». На сегодняшний день интерактивными называют и подходы в обучении, и формы обучения, и технологию обучения, и методы обучения, и средства обучения. Такая «терминологическая диффузия» свидетельствует о недостаточности проработки теоретических основ и анализа практико-ориентированных возможностей описываемого явления. Авторы статьи настаивают на том, что интерактивное обучение следует рассматривать в качестве подхода к обучению – как общей стратегии обучения, наряду с традиционным, индивидуальным, дифференцированным, компетентностным и др. подходами. Это обусловлено тем, что интерактивное обучение реализуется через основные методы (словесные, наглядные, практические) и формы обучения (индивидуальное, фронтальное, групповое; онлайн и офлайн), выполняет все основные функции обучения: образовательную, развивающую, воспитательную и т. д. Интерактивное обучение в силу своей природы тесно связано с коммуникативной составляющей образовательного процесса, формируя и совершенствуя у участников информативные, собственно интерактивные и перцептивные компетенции, что является одной из важнейшей задач при обучении поколения «Зет». В статье приводится опыт работы с современными студентами Уральского государственного педагогического университета в формате именно интерактивного обучения, описываются варианты построения занятий, уточняются некоторые особенности коммуникации, связанные с «гибридным форматом» образовательной деятельности. Такой подход требует постоянного учета обновлений образовательной среды и осознанной трансформации позиций субъектов – и обучающихся, и обучающих. В конце статьи подчеркивается необходимость оформления полноценной методики интерактивного обучения, которое становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса. 

Об авторах

Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Коротаева Евгения Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



А. С. Андрюнина
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Андрюнина Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии детства

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Агеева, И. А. Интерактивные методы, формы и средства обучения / И. А. Агеева, И. А. Лысенкова, Е. С. Борченко. – Бишкек : КРСУ, 2017. – 84 с.

2. Волкова, Е. А. Методические подходы к использованию интерактивных средств в процессе обучения студентов непедагогических специальностей / Е. А. Волкова // Образовательные технологии и общество. – 2015. – Т. 18, № 3. – С. 502-510.

3. Голованова, И. И. Практики интерактивного обучения : метод. пособие / И. И. Голованова [и др.]. – Казань : Казан. ун-т, 2014. – 288 с.

4. Воробьева, М. В. Особенности и обучение I-поколения (поколения Z) / М. В. Воробьева // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 5. – С. 108-112.

5. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н. Н. Двуличанская // Машиностроение и компьютерные технологии. – 2011. – № 4. – С. 13.

6. Демищенко, Е. 100 терминов, которые должен знать каждый онлайн-преподаватель. Профессиональный словарь по технологиям E-Learning / Е. Демищенко. – Текст : электронный // РАКУРС. – URL: https://ra-kurs.spb.ru/info/articles/?id=92.

7. Добрынина, Д. В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения / Д. В. Добрынина // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2010. – № 5. – С. 172-176.

8. Интерактивное обучение: современные технологии на уроках. – Текст : электронный // Фоксфорд. – URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya.

9. Интерактивные технологии обучения. – Текст : электронный // Современный урок. – URL: https://aujc.ru/interaktivnye-texnologii-obucheniya.

10. Карпова, И. Е. Характеристика интерактивных методов обучения / И. Е. Карпова // Вестник Курганского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 89-90.

11. Клыбин, А. Ю. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Педагогические технологии» / А. Ю. Клыбин. – Нижний Новгород : ВГИПА, 2003. – 67 с.

12. Коротаева, Е. В. Когда «интерактивные технологии» интерактивны? О содержании и практической реализации профессионального стандарта педагога / Е. В. Коротаева // Народное образование. – 2014. – № 3. – С. 115-121.

13. Котовщикова, К. В. Теория поколений: специфика поколения Z / К. В. Котовщикова // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры. – 2019. – С. 192-195. 14. Куликова, Л. Г. Научно-исследовательская деятельность студентов в вузе на основе интерактивного подхода / Л. Г. Куликова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – 2011. – № 9. – С. 50-53.

14. Ломаско, П. С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете / П. С. Ломаско // Современное образование. – 2017. – № 4. – С. 143-151.

15. Методика обучения. – Текст : электронный // Национальная педагогическая энциклопедия. – URL: https://didacts.ru/termin/metodika-obuchenija.html.

16. Миханова, О. П. Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций / О. П. Миханова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 58. – С. 427-432.

17. Морозова, Е. В. Об особенностях подхода к обучению поколений Z и Альфа / Е. В. Морозова // Мир культуры: искусство, наука, образование. – 2020. – С. 261-263.

18. Ноздрякова, Е. В. Интерактивное обучение – реальность или вымысел современного образовательного процесса? / Е. В. Ноздрякова // Интерактивное образование. – 2017. – С. 5-10.

19. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая рос. энцикл., 2002. – 527 с.

20. Трансформация образовательного процесса в условиях смены поколений : монография / под ред. М. А. Эскандерова. – М. : Проспект, 2021. – 496 с.

21. Ширшов, Е. В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений : учебное пособие / Е. В. Ширшов. – М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 138 с.

22. Interactivity. – Текст : электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Interactive_.


Для цитирования:


Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ, МЕТОДИКИ, ПРАКТИКИ. Педагогическое образование в России. 2021;(4):26-33. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_03

For citation:


Korotaeva E.V., Andryunina A.S. INTERACTIVE LEARNING: ASPECTS OF THEORY, METHODS, PRACTICE. Pedagogical Education in Russia. 2021;(4):26-33. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_03

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)