Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_02

Полный текст:

Аннотация

Одной из стратегических задач образования в настоящее время является не только приобщение субъекта к культурным и научным ценностям, формирование у него знаний, умений, но и необходимость освоения межпредметных понятий и универсальных учебных действий как необходимого условия для выделения метапредметных результатов обучения. В процессе обучения математике обучающийся должен овладеть математическим языком, терминами, фактами, универсальными способами решения, которые позволят найти, понять, преобразовать, адаптировать разнообразную, в том числе и математическую, информацию в соответствии с профессиональными и жизненными задачами. Эти умения с полученной в процессе обучения системой математических знаний составляют математическую грамотность. Возможны различные варианты реализации формирования функционально-математической грамотности, в связи с этим представляется актуальным поиск подходов, методов и средств обучения, способствующих достижению данной цели. Анализ научной литературы показал, что формирование математической грамотности является предметом исследований ученых, но затрагивает чаще всего среднее звено школьного образования. Цель данного исследования – создание структурно-логической модели как основы для разработки методики обучения математике, способствующей формированию математической грамотности обучающихся на всех ступенях образования (дошкольный, младший школьный возраст, профессиональное и высшее образование). В статье в контексте принятых определений понятий «функциональная грамотность» и «функционально-математическая грамотность» создана и описана структурно-логическая модель формирования математической грамотности обучаемых на пропедевтическом, базовом, пороговом и продвинутом этапах. Выделены и описаны компоненты математической грамотности: когнитивный, деятельностный, прогностический и рефлексивный. Сформированность каждого компонента определяют уровни сформированности математической грамотности: критический, репродуктивно-алгоритмический, конструктивно-технологический, продуктивный. Статья предназначена педагогам высшей школы, преподавателям учреждений среднего профессионального образования, педагогам и учителям школ, которые проявляют интерес к поиску эффективных методов и средств формирования математической грамотности у обучающихся при изучении математики на всех ступенях образования.

Об авторах

Н. В. Дударева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Дударева Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике, Институт математики, физики, информатики и технологий

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Е. А. Утюмова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Утюмова Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Алексеева, Е. Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности / Е. Е. Алексеева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4 (83). – С. 214-218. – DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00735.

2. Батчаева, П. А.-Ю. Устные упражнения как одно из средств формирования математической культуры учащихся V–IX классов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Батчаева Павлина АбуЮсуфовна. – Астрахань, 2010. – 23 с.

3. Валеев, И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции / И. И. Валеев // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 4 (53). – С. 353-360. – DOI: 10.25683/VOLBI.2020.53.417.

4. Воронина, Л. В. Формирование математической культуры у младших школьников / Л. В. Воронина // Актуальные проблемы математики и методики ее преподавания : материалы Международной научно-практической конференции, Саранск, 28–29 марта 2018 года. – Саранск : Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2018. – С. 12-18.

5. Гордеева, Н. О. К вопросу о понятиях «культура» и «математическая культура» / Н. О. Гордеева, Е. Н. Манаева, И. М. Примак // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 4, № 47. – С. 244-249.

6. Евтыхова, Н. М. К вопросу о функциональной математической грамотности будущего учителя начальных классов / Н. М. Евтыхова, – Текст : электронный // Концепт. – 2015. – Т. 9. – С. 81-85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95033.htm.

7. Иванова, Т. А. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности / Т. А. Иванова, О. В. Симонова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – № 1-1. – С. 125-129.

8. Ившина, Г. В. Развитие математической культуры средствами информационных и коммуникационных технологий в обучении студентов гуманитарного профиля / Г. В. Ившина, К. К. Исмагилова. – Казань : ООО «Центр инновационных технологий», 2010. – 164 с.

9. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021. – URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978 (дата обращения: 13.07.2021). – Текст : электронный.

10. Концепция развития математического образования в Российской Федерации : утв. распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р. – URL: http://base.garant.ru/70552506. – Текст : электронный.

11. Леонтьев, А. А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / А. А. Леонтьев ; сост., предисл., комм. Д. А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2016. – 528 c.

12. Лукичева, Е. Ю. Математическая грамотность: обзор понятия и методики формирования / Е. Ю. Лукичева // Непрерывное образование. – 2020. – № 3 (33). – С. 46-53.

13. Маманова, А. К. Методические особенности формирования математической грамотности школьников средствами преподавания математики и физики / А. К. Маманова, Е. А. Менебаева // Актуальные вопросы педагогики : сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 декабря 2020 года. – Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. – С. 55-57.

14. Насыпаная, В. А. Математическая культура учащихся: основные характеристики, функции и компоненты / В. А. Насыпаная. – Текст : электронный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). – СПб. : Свое издательство, 2017. – С. 42-45. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12743/ (дата обращения: 03.07.2021).

15. Нахман, А. Д. Индикаторы математической грамотности обучающихся / А. Д. Нахман // Вопросы педагогики. – 2021. – № 4-1. – С. 234-239.

16. Панцева, Е. Ю. Математическая культура – аспект профессиональной культуры / Е. Ю. Панцева // Концепт. – 2014. – T. 20. – С. 1496-1500.

17. Перминова, Л. М. Формирование функциональной грамотности учащихся: культурологический подход : учебно-методическое пособие / Л. М. Перминова ; Департамент образования города Москвы, Московский ин-т открытого образования. – М. : [б. и.], 2009. – 131 с.

18. Подлипский, О. К. Функциональная грамотность как направление развития математического образования в школе / О. К. Подлипский // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 104- 106. – DOI: 10.24412/1991-5500-2020-685-104-106.

19. Рослова, Л. О. Содержание математического образования в контексте формирования функциональной математической грамотности / Л. О. Рослова, М. А. Бачурина // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019 : материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 04–06 июня 2019 года / под редакцией С. В. Ивановой. – М. : Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. – С. 1054-1068.

20. Рыдзе, О. А. Преемственность в формировании математической функциональной грамотности учащихся начальной и основной школы / О. А. Рыдзе, К. А. Краснянская // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1, № 4 (61). – С. 146-158.

21. Семенова, И. Н. К вопросу о входном контроле для определения уровней подготовки обучающихся пятых классов к формированию функциональной математической грамотности / И. Н. Семенова, С. А. Чигвинцева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (48). – С. 93-99.

22. Симоновская, Г. А. Математическая грамотность школьника как компонент функциональной грамотности / Г. А. Симоновская // Continuum. Математика. Информатика. Образование. – 2020. – № 4 (20). – С. 40-45. – DOI: 10.24888/2500-1957-2020-4-40-45.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: https://fgos.ru (дата обращения: 13.07.2021). – Текст : электронный.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: https://fgos.ru (дата обращения: 13.07.2021). – Текст : электронный.

25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – URL: https://fgos.ru (дата обращения: 13.07.2021). – Текст : электронный.

26. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. – URL: https://fgos.ru (дата обращения: 13.07.2021). – Текст : электронный.

27. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.]. – М. : Российский учебник ; Вентана-Граф, 2018. – 288 с. – (Успешный педагог ХХI века).

28. Чернякова, Н. С. Формирование математической культуры младших школьников в рамках компетентностной модели образования / Н. С. Чернякова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2016. – № 1. – С. 107-111.


Для цитирования:


Дударева Н.В., Утюмова Е.А. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. Педагогическое образование в России. 2021;(4):14-25. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_02

For citation:


Dudareva N.V., Utyumova E.A. MODEL FORMATION OF FUNCTIONAL AND MATHEMATICAL LITERACY IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(4):14-25. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_02

Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)