Preview

АКТИВНОСТЬ УЧЕНИКА ИЛИ ЕГО ВОВЛЕЧЕННОСТЬ: ЧЕМУ ОТДАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ?

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_01

Полный текст:

Аннотация

Ставится проблема реализации субъектной позиции обучающегося в образовательном процессе через обращение к феноменам активизации учения и вовлеченности обучающихся в совместную деятельность. Данная проблема носит как теоретический, так и практический характер, связанный с поиском педагогами средств и способов сделать ученика реальным субъектом образовательного процесса. Цель статьи – проанализировать феномен вовлеченности ученика в совместную образовательную деятельность на учебном занятии, что позволит по-другому посмотреть на проблему активизации учения: не через метод обучения, а через способ организации взаимодействия педагога и обучающихся. Методология исследования строится в концепции педагогики совместной деятельности и концепции построения открытого совместного действия педагога и ребенка. Материал статьи обобщает исследования и наблюдения автора, реализующего данные концепции в образовательной практике Школы Совместной деятельности (МБОУ СОШ № 49 г. Томска) в качестве ее научного руководителя. Основные результаты исследования: показано различие понятий активность (активизация) и вовлечение (вовлеченность); анализируются факторы слабой эффективности методов активизации в контексте организации совместной образовательной деятельности; выделена логическая взаимосвязь активности и вовлеченности; описаны образовательные ситуации вовлечения детей в деятельность. Новизна научных результатов состоит в выделении уровней вовлеченности обучающихся в совместную деятельность и установлении взаимосвязи этих уровней с моделями организации совместной деятельности (авторитарной, лидерской, партнерской). Делается вывод о необходимости соорганизации активизации и вовлеченности: педагог прежде всего решает задачу вовлечения всех участников в совместную деятельность, а результатом решения этой задачи становится активность ученика на учебном занятии.

Об авторе

C. И. Поздеева
Томский государственный педагогический университет
Россия

Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор

634061, г. Томск, ул. Киевская, 60



Список литературы

1. Кирилюк, Л. Г. Программа учебного курса как путеводитель для студента и преподавателя. Вып. 7 / Л. Г. Кирилюк, Т. И. Краснова, Е. Ф. Карпиевич ; под ред. Л. Г. Кирилюк. – Минск : БГУ, 2008. – 211 с. – (Современные технологии университетского образования).

2. Концепция воспитания в современной школе: школа совместной деятельности / Г. Н. Прозументова, Л. А. Сорокова, Е. Н. Ковалевская. – Томск, 1992. – 23 с.

3. Никитина, Л. А. Педагогическое наследие Г. Н. Прозументовой как ориентир для педагогической науки и практики / Л. А. Никитина, С. И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2015. – Вып. 4 (10). – С. 7-14.

4. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.

5. Поздеева, С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты / С. И. Поздеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – Вып. 4 (119). – С. 198-202.

6. Поливанова, К. Н. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 384 с.

7. Прозументова, Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы / Г. Н. Прозументова. – Томск, 1994. – 41 с.

8. Прозументова, Г. Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность / Г. Н. Прозументова // Школа Совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе. Kн. 5. – Томск : Дельтаплан, 2002. – С. 4-16.

9. Цукерман, Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2001. – № 5. – С. 19-35.

10. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – М. : Знание, 1979. – 96 с.

11. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособие для студ. пед. институтов / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1979. – 160 с.


Для цитирования:


Поздеева C.И. АКТИВНОСТЬ УЧЕНИКА ИЛИ ЕГО ВОВЛЕЧЕННОСТЬ: ЧЕМУ ОТДАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ? Педагогическое образование в России. 2021;(4):8-13. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_01

For citation:


Pozdeeva S.I. STUDENT ACTIVITY OR INVOLVEMENT: WHAT SHOULD ONE PREFER? Pedagogical Education in Russia. 2021;(4):8-13. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_01

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)