Preview

Образовательная среда коммуникативной и информационной культуры как внешний контекст формирования личной культуры субъекта познания

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_21

Полный текст:

Аннотация

Человек погружается в культуру, усваивая и обогащая ее содержание в разных смысложизненных контекстах. Одним из пяти внешних контекстов (слоев, оболочек), одномоментно окружающих субъекта познания, наряду с мировой образовательной средой, образовательной средой страны, образовательной средой семьи, собственно образовательной средой, в которую включен субъект познания, является среда коммуникативной и информационной культуры, существующая в стране и мире. Взаимодействие этих двух культур формирует у человека критерии первичной антиципации (предвосхищения) восприятия мира и влияет на ценностно-смысловую основу личной культуры субъекта познания. Методологическим основанием нашей работы является контекстное образование академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Андрея Александровича Вербицкого. Личная культура человека формируется в процессе познания – окружающий мир во всей своей сложности и многогранности отражается в культуре, которую созидает внутри себя субъект познания. Этотпроцесс всегда связан с работой сознания, деятельностью, духом. Человек, общаясь с физическим (природным и социальным) и духовным (культурным) миром, сохраняет в своем сознании ассоциативный ряд различных образов и отношений к ним, которые в последующем являются основой развития смысловых, духовных отношений в человеке. Это способствует самопознанию и самовыражению личности и индивидуальности в процессе жизни, деятельности и творческой активности.

Цель статьи – описать роль среды коммуникативной и информационной культуры как внешнего контекста формирования личной культуры субъекта познания. Объект – среда коммуникативной и информационной культуры как социокультурный феномен. Предмет – «переплетение» и интеграция коммуникативной и информационной культуры в контексте формирования личной культуры субъекта познания.

Результат: образовательная среда коммуникативной и информационной культуры обусловливает формирование личной культуры субъекта познания, которая может быть проявлена на следующих уровнях, генетически сменяющих друг друга: 1 уровень – уровень культурной и социальной идентичности; 2 уровень – уровень социокультурной компетентности; 3 уровень – уровень духовности личности; 4 уровень – уровень гражданской идентичности; 5 уровень – уровень интеллигентности.

Вывод. Таким образом, в статье рассматриваются контекстно-содержательные факторы, оказывающие влияние на «переплетение» и интеграцию коммуникативной и информационной культуры как среды, создавая контекст для формирования личной культуры субъекта познания.

Научная новизна заключается в идее трансформации традиционной передачи знаний последующим поколениям в активное созидание (интегрирование) самим субъектом познания во внутреннем контексте образа за счет «переплетения» коммуникативной и информационной культуры и проецирование себя в культуру, социум на одном из уровней личной культуры. Практическая значимость обусловлена тем, что в результате теоретического анализа проблемы можно сформулировать ряд задач для проведения эмпирического исследования и разработать психологопедагогические условия для образования субъекта познания, чтобы интеграция культур была адекватной адаптации субъекта в современное общество.

Об авторах

Н. В. Жукова
Уральский государственный медицинский университет
Россия

Жукова Наталья Владимировна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и педагогики.

620014, Екатеринбург, ул. Репина, 3



Т. С. Вершинина
Уральский государственный медицинский университет
Россия

Вершинина Татьяна Станиславовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры клинической психологии и педагогики.

620014, Екатеринбург, ул. Репина, 3



Список литературы

1. Анисимова, Н. Н. Национальный характер и национальный менталитет / Н. Н. Анисимова // Вестник Донского государственного аграрного университета. – 2019. – С. 5-10.

2. Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники : ежегодник 1984–1985 гг. – М., 1986. – С. 65-78.

3. Бондырева, С. К. Социально-психологические основания развития единого образовательного пространства СНГ: Структурно-содержательная и функциональная характеристика взаимодействий субъектов : дис. … д-ра психол. наук / Бондырева С. К. – М., 1998. – 333 с.

4. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика : учеб. пособие / А. А. Брудный. – М. : Лабиринт, 1998. – 332 с.

5. Брушлинский, А. В. Субъект безопасности и безопасность субъекта / А. В. Брушлинский // Проблемы информационно-психологической безопасности / под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. – М. : Институт психологии РАН, 1996.

6. Вежбицкая, А. А. Понимание культуры через посредство ключевых слов / А. А. Вежбицкая ; пер. с англ. А. Д. Шмелева. – М. : Языки славянской культуры, 2001. – 287 с. – (Язык. Семиотика. Культуры. Малая серия).

7. Вербицкий, А. А. Проблема единства обучения и воспитания в современном образовании / А. А. Вербицкий, Е. Г. Трунова // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2018.

8. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические основы контекстного образования / А. А. Вербицкий // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2018.

9. Жукова, Н. В. Контексты личной культуры обучающегося / Н. В. Жукова // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2018. – С. 143-154.

10. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс ; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М. : ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

11. Косарева, Т. М. Языковое выражение ментальности при обучении иностранному языку (на примере американского английского) / Т. М. Косарева // Проблемы национальных характеров менталитетов и их проявление в языке : XI науч.-метод. чтения. Июнь 2001. Тезисы / Дипломат. Академии МИРГОСА. – М., 2001.

12. Костова, Р. Курс обучения информационной грамотности / Р. Костова // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 152-153.

13. Кочетова, И. К. Значение и роль обучения иностранному языку в новой ситуации в мире / И. К. Кочетова // Проблемы национальных характеров менталитетов и их проявление в языке : XI науч.- метод. чтения. Июнь 2001. Тезисы / Дипломат. Академии МИРГОСА. – М., 2001.

14. Красильников, М. Культуросообразная модель образования / М. Красильников // Искусство и образование. – 2003. – № 1. – С. 8-15.

15. Куклина, С. С. Формирование межкультурной компетенции в профессионально ориентированной информационной образовательной среде вуза / С. С. Куклина, А. И. Шевченко. – Текст : электронный // Язык и культура. – 2019. – № 47. – C. 197-216. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniemezhkulturnoy-kompetentsii-v-professionalno-orientirovannoy-informatsionnoy-obrazovatelnoy-srede-vuza (дата обращения: 18.04.2021).

16. Кухарева, Е. В. Менталитет, национальный характер и их отражение в языке (на примере идиолектов арабского языка) / Е. В. Кухарева // Проблемы национальных характеров менталитетов и их проявление в языке : XI науч.-метод. чтения. Июнь 2001. Тезисы / Дипломат. Академии МИРГОСА. – М., 2001.

17. Ларина, Т. В. Вежливые англичане: реальность или миф? / Т. В. Ларина // Проблемы национальных характеров менталитетов и их проявление в языке : XI науч.-метод. чтения. Июнь 2001. Тезисы / Дипломат. Академии МИРГОСА. – М., 2001.

18. Ларионова, О. Г. Реализация контекстного образования при подготовке педагогов-бакалавров / О. Г. Ларионова // Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2018.

19. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии : избранные психологические труды / Б. Ф. Ломов ; под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 424 с. – (Серия «Психологи России»).

20. Лукьянченкова, М. С. Национальный менталитет в анекдоте (на примере немецкого характера) / М. С. Лукьянченкова // Проблемы национальных характеров менталитетов и их проявление в языке : XI науч.-метод. чтения. Июнь 2001. Тезисы / Дипломат. Академии МИРГОСА. – М., 2001.

21. Новый энциклопедический словарь / отв. ред. А. П. Горкин. – М. : Большая Российская энциклопедия ; РИПОЛ Классик, 2006. – 1455 с.

22. Предтеченская, Н. В. Некоторые проблемы межкультурной коммуникации сегодня / Н. В. Предтеченская // Проблемы национальных характеров менталитетов и их проявление в языке : XI науч.-метод. чтения. Июнь 2001. Тезисы / Дипломат. Академии МИРГОСА. – М., 2001.

23. Роберт, И. В. Информатика, информационные и коммуникативные технологии : учебнометодическое пособие. Раздел I. Информация. Информационная деятельность, информационное взаимодействие / И. В. Роберт. – М. : изд-во УРАО, 2001. – 32 с.

24. Сергеева, А. В. Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальность / А. В. Сергеева. – 7-е изд. – М. : Флинта ; Наука, 2010. – 320 с.

25. Стернин, И. А. Русский речевой этикет / И. А. Стернин. – Воронеж, 1996. – 73 с.

26. Тиханкина, И. А. Поступок как единица анализа деятельности студентов в контекстном обучении : автореф. дис. … канд. психол. наук / Тиханкина И. А. – М., 1998. – 26 с.


Для цитирования:


Жукова Н.В., Вершинина Т.С. Образовательная среда коммуникативной и информационной культуры как внешний контекст формирования личной культуры субъекта познания. Педагогическое образование в России. 2021;(3):178-187. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_21

For citation:


Zhukova N.V., Vershinina T.S. Information Culture as an External Context of the Personal Culture Formation of the Subject of Knowledge. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):178-187. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_21

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)