Preview

Типология отклонений в социальной коммуникации у детей раннего возраста с различными вариантами задержки развития

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_22

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема выявления типичных и атипичных отклонений в развитии социальной коммуникации у детей раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза. В начале автор проводит краткий экскурс в историю организации ранней комплексной помощи на базах дошкольных образовательных организаций г. Москвы в период с 2009 г. по 2014 г. (в службах ранней помощи, группах кратковременного пребывания, центрах игровой поддержки и др.). Далее охарактеризованы современные возможности получения коррекционно-развивающей и консультативной помощи детьми раннего возраста и их семьями в Москве и Московской области. Автор акцентирует внимание на неоднородности контингента детей с отклонениями в развитии и выделяет три основные группы: с задержкой речевого развития, задержкой познавательного и речевого развития, а также с отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Приводится статистический анализ выявления таких задержек развития на протяжении 2009–2014 гг. и за последний учебный год на базе различных образовательных организаций, в которых было организовано психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами развития и их родителей. Полученные автором экспериментальные данные свидетельствуют об увеличении количества детей раннего возраста с отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Данная категория детей часто вызывает затруднения у специалистов при проведении психолого-педагогической диагностики и определении индивидуального педагогического маршрута. Далее в статье приводится типология типичных и атипичных отклонений в развитии социальной коммуникации у детей раннего возраста с ранее рассмотренными вариантами дизонтогенеза. Особое внимание уделяется оценке уровня коммуникативного развития, социального взаимодействия и эмоционального реагирования детей разных категорий. В завершении статьи внимание акцентируется на еще одной категории малышей – детях «группы риска» по возможным проявлениям последствий воздействия негативных факторов в перинатальный период развития. Такие дети требуют особого динамического мониторинга со стороны взрослых, нуждаются в пропедевтических психолого-педагогических мероприятиях в целях предупреждения появления задержек развития.

Об авторе

Н. Ю. Григоренко
Московский городской педагогический университет
Россия

Григоренко Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии

117261, ул. Панферова, 8, стр. 2



Список литературы

1. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Аксенова. – М. : Юрайт, 2020. – 377 с.

2. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ ; Астрель, 2007. – 224 с.

3. Григоренко, Н. Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода / Н. Ю. Григоренко // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 11. – С. 132-138.

4. Григоренко, Н. Ю. Оценка уровня коммуникативных возможностей детей раннего и младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / Н. Ю. Григоренко // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 4. – С. 184-191.

5. Григоренко, Н. Ю. Формирование основ общения у детей первых лет жизни с нормальным и аномальным развитием : монография / Н. Ю. Григоренко ; под ред. Ю. Е. Вятлевой. – М. : Логомаг, 2020. – 360 с.

6. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : научно-методическое пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – СПб. : КАРО, 2013. – 336 с.

7. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : методическое пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 239 с.

8. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 410 с.

9. Новые формы дошкольного образования. Вып. 1 / сост. П. В. Быстров, A. M. Казьмин, Е. Е. Коротаева [и др.] ; отв. ред. Л. Е. Курнешова. – М. : Школьная книга, 2007. – 256 с.

10. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации : монография / О. Г. Приходько. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 208 с.

11. Симонова, Т. Н. Синергетическая модель психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03 / Симонова Т. Н. – Астрахань, 2011. – 395 с.

12. Служба ранней помощи. Справочно-методические материалы по организации служб ранней помощи / сост. Е. В. Самсонова, В. Н. Ярыгин ; отв. ред. М. М. Цапенко. – М. : МГППУ, 2011. – 220 с.

13. Стребелева, Е. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии : пособие для педагога-дефектолога и родителей / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. – М. : Парадигма, 2010. – 72 с.

14. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова ; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Просвещение, 2004. – 164 с.

15. Шохова, О. В. Педагогическая технология формирования эмоционального реагирования у дошкольников с множественными нарушениями развития : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Шохова О. В. – М., 2017. – 197 с.


Для цитирования:


Григоренко Н.Ю. Типология отклонений в социальной коммуникации у детей раннего возраста с различными вариантами задержки развития. Педагогическое образование в России. 2021;(3):188-194. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_22

For citation:


Grigorenko N.Yu. Typology of Deviations in Social Communication of Young Children with Various Variants of Developmental Delay. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):188-194. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_22

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)