Preview

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен анализ результатов практического исследования, направленного на выявление специфики коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Данное исследование проводилось в период активного реформирования отечественной системы образования, когда остро встал вопрос о пересмотре традиционных подходов к оказанию логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с различными нарушениями развития. В рамках данного исследования в новом ракурсе представлена логопедическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, при осуществлении которой на первый план выносится оценка состояния всей коммуникативной сферы, а не только уровня сформированности речевых умений. К основным диагностическим критериям отнесены возрастной аспект, определение первичности или вторичности речевого дизонтогенеза, сформированность общения как процесса, уровень развития невербальных средств общения, мотивация к речевому общению и уровень речевого развития. На основе полученных результатов стала возможна дифференциация испытуемых с учетом пяти вариантов отклоняющегося развития коммуникативных умений. Данный аспект был учтен при построении концепции логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых образовательных потребностей и на основе вариативного подхода к организации и реализации логопедического воздействия. В статье рассмотрены общая составляющая и вариативные компоненты логопедической помощи детям с нарушениями развития и их родителям на базе дошкольных образовательных организаций г. Москвы. Представлены вариативные формы логопедического сопровождения детей от двух до пяти лет с ограниченными возможностями здоровья. Гибкая система организации логопедической помощи, позволяющая родителям выбрать для своих детей вариант логопедической работы, соответствующий их возможностям и адекватный их запросу, способствовала эффективному преодолению нарушений коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Об авторе

Л. Б. Астахова
Московский городской педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. - М. : Русская речь, 2014. - 58 с.

2. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Приходько О. Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. - М. : Русская речь, 2016. - 112 с.

3. Безрукова О. А., Приходько О. Г. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Русская речь, 2012. - 100 с.

4. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии. - 2002. - Вып. 5. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/ (дата обращения: 30.09.2018).

5. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии. - 2011. - Вып. 7. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-11/knizhnoe-prilozhenie/ deti-s-otkloneniyami-v-razvitii-i-ix-osobyie-obrazovatelnyie-potrebnosti (дата обращения: 30.09.2018).

6. Григоренко Н. Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 26-38.

7. Григоренко Н. Ю. Логопедическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики // Специальное образование. - 2016. - № 2. - С. 26-38.

8. Григоренко Н. Ю. Оказание логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии в условиях инклюзии на основе реализации междисциплинарного подхода // Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии : мат-лы IX Междунар. теорет.-методолог. семинара (Москва, 16 марта 2017 года). - М. : МГПУ, 2017. - С. 193-200.

9. Григоренко Н. Ю. Основные направления и содержание логопедической помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии на базе дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты : Междунар. сб. науч. тр. / под ред. С. М. Валявко. - М. : Спутник+, 2011. - С. 62-70.

10. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство : метод. мат-лы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьютеров и социальных педагогов образовательных организаций. - М. : ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 102 с.

11. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия : учеб. пособие для студ. пед. вузов : в 2 ч. - М. : Просвещение, 2010. - Ч. 2. - 320 с.

12. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации : монография. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 208 с.

13. Приходько О. Г., Гусейнова А. А., Ушакова Е. В., Григоренко Н. Ю. Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве города Москвы // Специальное образование. - 2011. - № 4. - С. 93-103.

14. Разенкова Ю. А. Система ранней комплексной помощи: поиск основных векторов развития. - М. : Карапуз, 2011. - 144 с.

15. Югова О. В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи : автореф. дис.. канд. пед. наук / Московский городской педагогический университет. - М., 2012. - 24 с.


Для цитирования:


Астахова Л.Б. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(3):59-65.

For citation:


Astakhova L.B. FORMS OF SPEECH THERAPY FOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE SYSTEM OF MODERN PRESCHOOL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(3):59-65. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)