Preview

Особенности формирования методической культуры магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование»

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_19

Полный текст:

Аннотация

В рамках решения проблемы формирования заданных современных профессиональных компетентностей у студентов педагогических специальностей рассматривается вопрос о значимости методической культуры как одного из ведущих компонентов педагогической деятельности и основы становления профессиональных компетенций. С позиции включения процесса воспитания методической культуры в стабильную самоподдерживающуюся структуру педагогической культуры представлен вариант решения задачи проектирования методики формирования методической культуры в образовательной SMART-парадигме. Цель описываемого исследования: выделить особенности и разработать модель формирования методической культуры будущих педагогов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». При уточнении определения понятия «методическая культура» для разработки методики предложена идея обогащения, которая реализована в «трехмерной» модели по следующим «плоскостям»: проектирование преподавателем – совместное проектирование методики, проектирование – совместное оценивание и рефлексия процесса и результатов проектирования и применения методики обучения. Именно эти «плоскости» (направления) задают синергетическое наполнение выделенным компонентам методической системы: мотивационному, ценностному, целевому, диагностическому, когнитивному, операционно-деятельностному и рефлексивно-оценочному. Указанная трехмерная особенность модели, с одной стороны, определяет универсальность инвариантной составляющей проектируемой методической системы обучения, с другой – позволяет обогащать методику формирования методической культуры для конкретных обучающихся. Сформулированы выводы о целесообразности использования представленной модели для построения методической системы подготовки студентов уровня магистратуры при целевом выделении значимости формирования методической культуры.

Об авторах

А. В. Слепухин
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Слепухин Александр Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике,

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



И. Н. Семенова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Семенова Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике.

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Бороненко, Т. А. Модернизация педагогического образования в условиях цифровой трансформации / Т. А. Бороненко, В. С. Федотова // Высшее образование: проблемы и трансформации : коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2019. – С. 403-411.

2. Гуляева, М. А. Формирование методической культуры педагога в процессе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Гуляева М. А. – Кемерово, 2014. – 23 с.

3. Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направлениям воспитания : сборник диагностических методик / сост. Ю. А. Осалихина, Н. Н. Косолапова ; ГБОУ СПО «Мишкинский профессионально-педагогический колледж». – 2011. – 71 с.

4. Зубков, А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Зубков Александр Леонидович. – Челябинск, 2007. – 182 с.

5. Князева, Е. Н. Основание синергетики. Синергетическое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. – 2010. – 256 с. – (Серия «Синегретика: от прошлого к будущему», № 20).

6. Морус, Г. Г. Ориентация преподавателя вуза на саморазвитие методической культуры / Г. Г. Морус // Акмеология. – 2014. – № 4 (52). – С. 174-177.

7. Надеждина, Е. Ю. Концепция обучения в течение всей жизни: от теории к практике / Е. Ю. Надеждина, Е. А. Шатурная, Ю. И. Штогрина // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 8 (17). – С. 128-130.

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н. – URL: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2013/12/18.html (дата обращения: 19.10.2020). – Текст : электронный.

9. Олейникова, О. Н. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Н. М. Аксёнова. – М. : РИО ТК им. Коняева, 2009. – 131 с.

10. Павленко, Е. А. Методическая культура будущего преподавателя и ее формирование в системе университетского образования / Е. А. Павленко. – Текст : электронный // Материалы центра развития педагогического образования. Педагогические классы: опыт и перспективы. – 2019. – № 3. – С. 50-55. – URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/46386 (дата обращения: 19.01.2021).

11. Плеханова, Л. А. Внутриорганизационное обучение как средство развития методической культуры преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Плеханова Л. А. – Челябинск, 2012. – 210 с.

12. Подповетная, Ю. В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Подповетная Ю. В. – Челябинск, 2012. – 40 с.

13. Приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование». – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf (дата обращения: 29.10.2020). – Текст : электронный.

14. Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/617345c8e85657247ebd6d342b24be68/download/3486/ (дата обращения: 19.01.2021). – Текст : электронный.

15. Прохоров, А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / А. О. Прохоров. – М. : ПЕР СЭ ; СПб. : Речь, 2004. – 176 с.

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.». – URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitaniedok.html (дата обращения: 29.01.2021). – Текст : электронный.

17. Семенова, И. Н. Выделение методов конвенциально-ролевой рефлексии при обучении математике студентов педагогических специальностей в педагогическом поле, погруженном в информационнокоммуникационное пространство / И. Н. Семенова, Т. Л. Блинова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 8. – С. 89-93.

18. Семенова, И. Н. Методика использования информационно-коммуникационных технологий: Методология использования образовательных технологий : учеб. пособие / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2013. – 144 с.

19. Семенова, И. Н. Особенности организации самостоятельной работы студентов с использованием облачных технологий в контексте компетентностного подхода / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин, И. А. Щербина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2019. – № 3. – С. 86-95.

20. Слепухин, А. В. Моделирование компонентов информационной образовательной среды вуза для реализации диагностики готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности / А. В. Слепухин, И. Н. Семенова // Quality, Mobility and Globalization in the Higher Education System. A Comparative Look at the Challenges of Academic Teaching. – New York : Nova Science Publishers, Inc. 2016. – P. 145-160.

21. Слепухин, А. В. Проектирование компонентов методики формирования профессиональных умений студентов педагогических вузов в условиях использования виртуальной образовательной среды / А. В. Слепухин // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 7. – С. 82-90.

22. Таранова, Т. Н. Сущностная характеристика инновационной методической культуры педагога / Т. Н. Таранова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – С. 28-31.

23. Шайденко, Н. А. Основные вопросы профессиональной подготовки будущих учителей / Н. А. Шайденко // Современное высшее образование: теория и практика : коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2020. – С. 411-421.

24. Шаровская, С. Ф. Развитие методической культуры учителя, применяющего ИКТ в образовательном процессе / С. Ф. Шаровская. – Текст : электронный // Интерактивное образование. – 2014. – № 56. – URL: http://io.nios.ru/articles2/57/3/razvitie-metodicheskoy-kultury-uchitelya-primenyayushchego-ikt-vobrazovatelnom.

25. Semenova, I. N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm / I. N. Semenova. – Yelm, WA, USA : Science Book Publishing House, 2014. – 156 p.


Для цитирования:


Слепухин А.В., Семенова И.Н. Особенности формирования методической культуры магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование». Педагогическое образование в России. 2021;(3):165-174. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_19

For citation:


Slepukhin A.V., Semenova I.N. Features of Students’ Methodical Culture Formation of the Direction Training “Pedagogical Education”. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):165-174. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_19

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)