Preview

Критическое мышление в профессиональной деятельности будущих горных инженеров-геологов

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_17

Полный текст:

Аннотация

Современному горному инженеру-геологу необходимо обладать умениями проводить анализ и оценку вещественного состава горных пород, руд и типов месторождений полезных ископаемых. Это предполагает использование таких логических операций, как сравнение, аналогия, обобщение. Умение оценивать достоверность полученной информации тесно связано с умением ее анализировать, делать адекватные выводы, принимать верные решения. Это возможно только при наличии критического мышления у будущего горного инженера-геолога. В качестве средства формирования критического мышления на практических занятиях в процессе обучения математике выбран кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций. Особенность его в том, что он может быть внедрен в такой метод обучения, как математическое моделирование, который является практически единственным инструментом в инженерной практике при геологических исследованиях и разведке месторождений полезных ископаемых. В процессе обучения математике кейсы представлены в виде задач. При решении задач у студентов не только происходит процесс овладения набором математических знаний, умений, но и устанавливается связь математики с их будущей профессиональной деятельностью. Также задача является средством формирования и развития критического мышления, так как активность мышления обучающегося почти всегда связана с наличием проблемной ситуации, которую нужно решить, и пониманием того, что для ее решения у обучаемого не всегда хватает имеющихся знаний. Приведен пример кейс-задачи на формирование критического мышления с помощью составления, анализа и оценки математической модели с использованием метода корреляционного и регрессионного анализов. Студенты понимают проблемную ситуацию, выделяют ее базовые составляющие, анализируют данные, полученные эмпирическим путем, строят график (корреляционное поле), выдвигают гипотезу. Для количественной характеристики проведенного анализа студенты вычисляют коэффициент корреляции, проверяют гипотезу. Студенты составляют и оценивают варианты решения: для данной выборки находят коэффициенты линейного уравнения регрессии и изображают его графически. С помощью справочных данных проводят оценку точности полученной математической модели. На основе анализа оценки точности модели у студентов происходит осмысление собственных действий, анализ изученной информации. Это приводит к формированию критического мышления.

Об авторах

Т. С. Озерова
Уральский государственный горный университет
Россия

Озерова Тамара Сергеевна - старший преподаватель.

620144, Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30



Л. В. Воронина
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Воронина Людмила Валентиновна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства.

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Векслер, С. И. Обнаружение и опровержение ошибок как средство развития критического мышления / С. И. Векслер // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. – М., 1970. – С. 18.

2. Ворошилов, В. Г. Математическое моделирование в геологии : учебное пособие / В. Г. Ворошилов. – Томск : Изд-во ТПУ, 2001. – 124 с.

3. Вульфов, Б. З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. – М. : Эгвес, 1996. – 144 с.

4. Гульбин, Ю. С. Математические методы моделирования в геологии : методические указания к лабораторным работам / Ю. С. Гульбин ; Санкт-Петербургский горный ин-т. – СПб., 2005. – 46 с.

5. Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // Русский язык. – 2002. – № 29 – С. 23-26.

6. Критическое мышление, логика, аргументация / ред. В. Н. Брюшинкин, В. И. Маркин. – Калининград : Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. – 173 с.

7. Кукушкина, Ю. А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности (на примере программистов) : дис. … канд. психол. наук / Кукушкина Ю. А. – М., 2008. – 116 с.

8. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : учебно-методическое пособие / И. В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2017. – 144 c.

9. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.05.02 «Прикладная геология» (уровень специалитета) : Приказ от 12 августа 2020 г. № 953. – URL: http://fgosvo.ru/news/1/1869 (дата обращения: 03.03.2021). – Текст : электронный.

10. Петров, В. Л. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров / В. Л. Петров // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2008. – № 9. – С. 5-18.

11. Ратушняк, А. Н. Математическое моделирование геофизических полей : конспект лекций для студентов специальности «Прикладная математика» / А. Н. Ратушняк. – Екатеринбург : Изд-во Уральского государственного горного университета, 2012. – 68 с.

12. Селезнев, Н. В. Развитие оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе : автореф. дис. … д-ра. пед. наук / Селезнев Н. В. – Ростов-на-Дону, 1997.

13. Смирнова, И. В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке / И. В. Смирнова. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22783 (дата обращения: 10.03.2021).

14. Сорина, Г. В. Критическое мышление: история и современный статус / Г. В. Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2003. – № 6. – С. 97-110.

15. Терешин, Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики : кн. для учителя / Н. А. Терешин. – М. : Просвещение, 1990. – 96 с.

16. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с.

17. Чатфилд, Т. Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение / Т. Чатфилд ; пер. Н. Колпакова. – М. : Альпина Паблишер, 2019. – 327 с.

18. Шестаков, Ю. Г. Математические методы в геологии : учеб. пособие для студентов геологических специальностей / Ю. Г. Шестаков. – Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. – 208 с.

19. Ennis, R. Evaluating critical thinking / R. Ennis, S. P. Norris. – Midwest, 1989.


Для цитирования:


Озерова Т.С., Воронина Л.В. Критическое мышление в профессиональной деятельности будущих горных инженеров-геологов. Педагогическое образование в России. 2021;(3):150-156. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_17

For citation:


Ozerova T.S., Voronina L.V. Critical Thinking in the Professional Activity of Future Mining Engineers-Geologists. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):150-156. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_17

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)