Preview

Обучение китайских студентов иностранным языкам с учетом их этнокультурных и лингвометодических особенностей

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_16

Полный текст:

Аннотация

В статье исследованы национально-психологические и этнокультурные особенности китайских студентов, приведены характерные черты российско-китайской коммуникации и связанные с ней отличия в культурах двух стран: особый менталитет и традиционные представления о главных культурных аспектах; рассмотрено влияние системы китайского образования на лингвометодические особенности обучения иностранным языкам китайских студентов. В статье акцентируется внимание на выборе методов преподавания русского языка как иностранного с учетом менталитета китайских студентов, в частности метода анализа и синтеза. Большое значение в статье уделяется также педагогическим подходам, на которых основывается методика обучения русскому языку как иностранному. Среди них следует особо выделить межкультурный и личностноориентированный подходы. Для успешного преподавания в китайской аудитории преподавателю следует быть крайне тактичным в исправлении ошибок студентов и мотивировать их на достижение лучших результатов. Межкультурный подход позволяет делать дополнительный подбор страноведческих учебных материалов. Данные педагогические подходы позволяют контролировать ход обучения и максимально раскрывают потенциал китайских студентов с учетом их этнокультурных особенностей. В статье делается вывод о том, что процесс моделирования педагогических ситуаций для определения содержания курса русского языка как иностранного должен осуществляться с учетом специфических этнопсихологических и социокультурных особенностей менталитета китайских студентов. Преподаватели русского языка как иностранного, обучающие китайских студентов, должны применять новые технологии и методы, чтобы повысить эффективность процесса обучения. Результаты исследования, приведенные в данной статье, могут быть использованы преподавателями при обучении китайских студентов русскому языку как иностранному.

Об авторах

Л И. Корнеева
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Корнеева Лариса Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и перевода.

620075, Екатеринбург, пр-т Ленина, 51



Цзинюй Лю
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Лю Цзинюй - аспирант кафедры иностранных языков и перевода.

620075, Екатеринбург, пр-т Ленина, 51



Список литературы

1. Антонова, А. Б. Проблемы обучения студентов азиатско-тихоокеанского региона английскому языку как второму иностранному в России / А. Б. Антонова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-studentov-aziatsko-tihookeanskogo-regiona-angliyskomu-yazyku-kak-vtoromuinostrannomu-v-rossii (дата обращения: 19.11.2020). – Текст : электронный.

2. Антонова, А. Б. Современные тенденции в обучении китайских школьников и студентов английскому языку как иностранному в образовательных учреждениях России и Китая / А. Б. Антонова // Российско-китайские исследования. – 2017. – № 1. – С. 72-79.

3. Баранова, И. И. Особенности обучения и адаптации китайских студентов в поликультурной образовательной среде вузов Российской Федерации / И. И. Баранова, К. М. Чуваева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Гуманитарные и общественные науки». – 2011. – № 1. – С. 67-72.

4. Вакула, Е. А. Особенности преподавания русского языка как иностранного китайским слушателям на начальном этапе обучения / Е. А. Вакула, В. В. Колесникова, Е. Ю. Можаева // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 38-43.

5. Ван, Г. О некоторых особенностях системы обучения китайских студентов русскому языку как иностранному / Г. Ван // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 4. – C. 92-96.

6. Кошелева, Е. Ю. Этнопсихологические особенности модели обучения китайских студентов / Е. Ю. Кошелева, И. Я. Пак, Э. Чернобильски // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 258-263.

7. Ли, М. Адаптация китайских студентов к обучению в российском вузе: лингводидактические задачи / М. Ли // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С. 165-169.

8. Ли, С. Педагогические условия адаптации китайских студентов к обучению в российском вузе на основе ценностных ориентаций / С. Ли // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. Ч. 2 (Педагогика, психология, теория и методика обучения). – 2008. – № 3 (82). – С. 94-100.

9. Охорзина, Ю. О. Особенности преподавания русского языка в условиях вузов КНР: теоретические и методические аспекты / Ю. О. Охорзина, И. В. Салосина, В. С. Глинкин // Вестник Томского государственного университета. ‒ 2019. – № 441. – C. 206-212.

10. Попова, А. И. Лингвометодические особенности обучения английскому языку китайских студентов в России и Китае / А. И. Попова // Вестник науки. – 2019. – Т. 4, № 5 (14). – С. 351-356.

11. Попова, Э. Ю. Культурный шок: общение китайских студентов с носителями русской культуры / Э. Ю. Попова, Цзянь Тан // Человек в мире культуры. – 2014. – № 4. – С. 92-96.

12. Пугачев, И. А. Этнокультурная адаптация иностранных учащихся к условиям жизни и обучения в России / И. А. Пугачев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». – 2012. – № 4. – С. 21-27.

13. Рушанин, В. Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования / В. Я. Рушанин, Г. Я. Гревцева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. – № 3. – С. 119-126.

14. Сунь, С. Основные проблемы социокультурной адаптации студентов из Китайской Народной Республики в условиях российской системы высшего образования / С. Сунь // Научно-педагогическое обозрение. ‒ 2017. – № 1 (15). – C. 153-162.

15. Филимонова, Н. Ю. Использование национально-психологических особенностей учащихся в преподавании русского языка как иностранного / Н. Ю. Филимонова, Е. С. Романюк, Т. Ю. Тулупникова, Н. В. Щукина // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». – 2009. – № 10 (58). – C. 135-137.


Для цитирования:


Корнеева Л.И., Лю Ц. Обучение китайских студентов иностранным языкам с учетом их этнокультурных и лингвометодических особенностей. Педагогическое образование в России. 2021;(3):144-149. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_16

For citation:


Korneeva L.I., Liu Ts. Training of Chinese Students Foreign Languages Following Their Ethnocultural and Linguomethodological Characteristics. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):144-149. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_16

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)