Preview

Студенческие математические олимпиады и конкурсы в УрГПУ как неформальный индикатор уровня и инструмент мотивации к углублению предметной подготовки будущих учителей

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_14

Полный текст:

Аннотация

Несомненно, что уровень массовой математической подготовки граждан является одним из ключевых условий и индикаторов подготовленности общества к жизни в будущем цифровом укладе народного хозяйства. В частности, приоритетные ныне технологии искусственного интеллекта могут быть эффективно освоены гражданами лишь при достаточном уровне развития собственных когнитивных способностей, который предопределяется во многом именно уровнем математической подготовки. Вместе с тем, освоение математики и, шире, развитие собственных когнитивных способностей, является трудным и проблемным процессом. Поэтому исследования, нацеленные на поиск эффективных психолого-педагогических инструментов повышения мотивации к изучению математики на всех уровнях образования и даже за пределами формальных образовательных структур, являются актуальными. К числу таких инструментов можно отнести математические олимпиады и различные математические конкурсы.

В статье обобщен опыт практической работы авторов, представляющих коллектив кафедры высшей математики и методики обучения математике Института математики, физики, информатики и технологий ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», по организации и проведению математических олимпиад и других математических конкурсов от городского вплоть до международного уровней. Многолетний опыт показал, что эти мероприятия традиционно вызывают большой интерес обучающихся как в качестве их участников, так и в качестве соисполнителей, и могут служить вполне показательным неформальным индикатором качества предметной математической подготовки будущих учителей. Участие в подготовке и проведении олимпиад является важным компонентом подготовки будущих учителей в контексте освоения умений по организации внеучебной деятельности и педагогической работы с подростками с особыми образовательными потребностями (в данном случае – наиболее подготовленными и мотивированными к изучению математики за пределами стандартной школьной программы по предмету). Обсуждаются перспективы дальнейшего развития олимпиадного математического движения «от УрГПУ».

Об авторах

Н. В. Дударева
Институт математики, физики, информатики и технологий, Уральский государственный педагогический университет
Россия

Дударева Наталия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике.

620017 Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



В. Ю. Бодряков
Институт математики, физики, информатики и технологий, Уральский государственный педагогический университет
Россия

Бодряков Владимир Юрьевич - доктор физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей математики и методики обучения математике.

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Агаханов, Н. X. Математические олимпиады школьников : книга для учащихся образоват. учреждений / Н. X. Агаханов, Л. П. Купцов, Ю. В. Нестеренко, С. В. Резниченко, А. М. Слинько. – М. : Просвещение ; Учеб. лит., 1997. – 208 с.

2. Амбарцумян, В. А. Студенческие математические олимпиады. Часть 1 : учеб. пособие / В. А. Амбарцумян, Е. А. Андрющенко, К. В. Бухенский [и др.]. – Рязань : Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2014. – 128 с.

3. Аржанцев, И. В. Студенческие олимпиады по алгебре на мехмате МГУ / И. В. Аржанцев, В. Батырев, Е. Бунина [и др.]. – М. : МЦНМО, 2012. – 38 с.

4. Бодряков, В. Ю. Квадратичная функция как мотивирующий инструмент решения экстремальных задач / В. Ю. Бодряков, А. А. Быков, Д. А. Ударцева // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 55-63.

5. Бодряков, В. Ю. Научно-исследовательская работа и научно-исследовательская работа студентов как инструменты формирования профессиональных компетенций студентов и академической репутации вуза / В. Ю. Бодряков, А. А. Быков // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 8. – С. 154-158.

6. Бодряков, В. Ю. О качестве математической подготовки учащихся в комплексе «школа-вуз»: взгляд с позиций работника высшего педагогического образования / В. Ю. Бодряков, Н. Г. Фомина // Математика в школе. – 2010. – № 2. – С. 56-61.

7. Бодряков, В. Ю. Об одной насущной проблеме математического педагогического образования учителей / В. Ю. Бодряков // Математика в школе. – 2013. – № 7. – С. 32-40.

8. Бодряков, В. Ю. Проблемы качества математического образования в педагогическом вузе и пути их решения / В. Ю. Бодряков, Л. В. Воронина // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 2. – С. 15-27.

9. Васильев, Н. Б. Задачи всесоюзных математических олимпиад / Н. Б. Васильев, А. А. Егоров. – М. : Наука, 1988. – 288 с.

10. Гашков, С. Б. Московские математические олимпиады 1981–1992 гг. / С. Б. Гашков, А. А. Флёров, А. В. Бегунц [и др.]. – М. : МЦНМО, 2017. – 406 с.

11. Григорьева, И. С. Казанские студенческие олимпиады по математике. Сборник задач : учеб.- метод. пособие / И. С. Григорьева. – Казань : Казанский университет, 2011. – 48 с.

12. Заляпин, В. И. Заочные студенческие математические олимпиады / В. И. Заляпин, А. Ю. Эвнин // Математика в высшем образовании. – 2014. – № 12. – С. 51-59.

13. Конкурс учителей математики. – URL: https://mccme.ru/oluch. – Текст : электронный.

14. Концепция развития математического образования в Российской Федерации : утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р. – URL: http://government.ru/docs/9775. – Текст : электронный.

15. Кузовкова, А. А. Формирование познавательного интереса к математике у обучающихся в классах гуманитарно-эстетической направленности / А. А. Кузовкова, Р. Ф. Мамалыга, В. Ю. Бодряков // Математика в школе. – 2018. – № 2. – С. 35-42.

16. Кунгожин, А. М. Математические олимпиады: Азиатско-Тихоокеанская, «Шёлковый путь» / А. М. Кунгожин, Д. А. Елиусизов, Е. Р. Байсалов, М. А. Кунгожин. – М. : МЦНМО, 2017. – 209 с.

17. Макарова, О. Н. Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессиональноориентированных олимпиад : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Макарова О. Н. – Барнаул : Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина, 2012. – 23 c.

18. Олимпиада. – URL: https://olimpiada.ru. – Текст : электронный.

19. Панферов, В. С. Олимпиада школьников «Ломоносов» по математике (2005–2015) / В. С. Панферов, А. В. Бегунц, А. С. Зеленский, Д. В. Горяшин, П. А. Бородин. – М. : МЦНМО, 2016. – 178 с.

20. Попов, А. И. Олимпиадное движение по математике как способ совершенствования самостоятельной работы студентов младших курсов / А. И. Попов, Е. А. Левченко // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 1 (129). – С. 132-135.

21. Попов, А. И. От студенческих олимпиад – к олимпиадному движению / А. И. Попов // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 2. – С. 13-16.

22. Попов, А. И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения / А. И. Попов. – Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2011. – 80 с.

23. Попов, И. Ю. Задачи студенческих математических олимпиад / И. Ю. Попов. – СПб. : СПбГУ ИТМО, 2006. – 154 с.

24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 апреля 2014 г. № 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников». – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70682232/paragraph/1:0. – Текст : электронный.

25. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» : утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf. – Текст : электронный.

26. Пугачев, О. В. Особенности организации всероссийских олимпиад по математике среди студентов технических вузов / О. В. Пугачев // Гуманитарный вестник. – 2015. – № 10 (36). – С. 1-7.

27. Садовничий, В. А. Задачи студенческих математических олимпиад / В. А. Садовничий, А. С. Подколзин. – М. : Наука, 1980. – 208 с.

28. Сизый, С. В. Математические задачи. Студенческие олимпиады математико-механического факультета уральского госуниверситета : учеб. пособие / С. В. Сизый. – М. : Изд. фирма «Физикоматематическая литература», 2009. – 128 с.

29. Соболев, А. Студенческие олимпиады по математике УГТУ-УПИ / А. Соболев, Б. Веретенников, Г. Ходак, Л. П. Мохрачева. – М. : Изд. фирма «Физико-математическая литература», 2009. – 255 с.

30. Толстых, О. Д. Нестандартные и прикладные задачи высшей математики : учеб. пособие : в 4 ч. Ч. 4 / О. Д. Толстых. – Иркутск : ИрГУПС, 2017. – 80 с.

31. Утепкалиев, С. Руководство к решению задач математической олимпиады : учеб. пособие / С. Утепкалиев, Ж. Т. Билялова, З. Ж. Жанузакова. – М. : Изд. дом Академии Естествознания, 2021. – 156 с.

32. Учитель года 2021. – URL: https://2021god.com/uchitel-goda-2021. – Текст : электронный.

33. ФГОС ВО по направлению подготовки «44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» : утв. Приказом МОН РФ от 22.02.2018 № 125. – URL: https://rulaws.ru/acts/PrikazMinobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-125. – Текст : электронный.

34. Шамайло, О. Н. Математическая олимпиада как способ развития инновационного потенциала студентов технического университета / О. Н. Шамайло // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 9. – С. 124-130.

35. Шамайло, О. Н. Методическая система подготовки к математическим олимпиадам в техническом вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Шамайло О. Н. – Астрахань : Астраханский гос. ун-т, 2009. – 23 c.

36. Шахматов, В. М. Cборник олимпиадных задач по высшей математике : учебное пособие / В. М. Шахматов, А. Л. Лисок, Т. В. Тарбокова. – Томск : Изд-во ТПУ, 2010. – 144 c.

37. Ященко, И. В. Московские математические олимпиады 1993–2005 гг. / И. В. Ященко, А. Ковальджи, А. Канель-Белов, Р. М. Федоров. – М. : МЦНМО, 2018. – 418 с.

38. Andreescu, T. Mathematical Olympiad challenges / T. Andreescu, R. Gelca. – Boston ; Basel ; Berlin : Springer Science & Business Media, 2008. – 283 p.

39. Bicknell, B. The role of competitions in a mathematics programme / B. Bicknell, T. Riley // The New Zealand Journal of Gifted Education. – 2012. – Vol. 17, № 1. – P. 1-9.

40. Boytchev, P. Math competitions–achieving your best / P. Boytchev, N. Dimitrova, V. Georgiev et al. // Meeting in Mathematics. – 2nd ed. – Sofia (Bulgaria) : Demetra Publishing House, 2013.

41. Buser, T. Do women give up competing more easily? Evidence from the lab and the Dutch math Olympiad / T. Buser, H. Yuan // American Economic Journal: Applied Economics. – 2019. – Vol. 11, № 3. – P. 225-252.

42. Djukić, D. The IMO Compendium: A collection of problems suggested for the International Mathematical Olympiads: 1959–2009 / D. Djukić, V. Janković, I. Matić, N. Petrović. – 2nd ed. – New York ; Dordrech ; Heidelberg ; London : Springer Science & Business Media, 2011. – 809 p.

43. Engelbrecht, J. Validity and diagnostic attributes of a mathematics Olympiad for junior high school contestants / J. Engelbrecht, J. Mwambakana // African Journal of Research in Mathematics, Science and Technology Education. – 2016. – Vol. 20, № 2. – P. 175-188.

44. Gardiner, A. The mathematical Olympiad handbook: An introduction to problem solving based on the first 32 British Mathematical Olympiads 1965–1996 / A. Gardiner. – Oxford (USA) : Oxford University Press, 1997. – 229 p.

45. Holton, D. A. A first step to Mathematical Olympiad problems. Vol. 1 / D. A. Holton. – Singapore : World Scientific Publishing Company, 2009. – 292 p.

46. International Mathematics Competition. – URL: http://www.imc-math.org.uk. – Text : electronic.

47. Kahane, J.-P. Cooperation and competition as a challenge in and beyond the classroom / J.-P. Kahane // Challenging mathematics in and beyond the classroom. ICMI Study 16. New ICMI Study Series. Vol. 12 / ed. By E. J. Barbeau, P. J. Taylor. – New York : Springer, 2009.

48. Kenderov, P. S. Competitions and mathematics education / P. S. Kenderov // Proc. Int. Congress of Mathematicians. – Madrid : Spain, 2006. – P. 1583-1598.

49. Kūma, D. Novelties in Math Olympiads in Latvia / D. Kūma // The 9th Mathematical creativity and giftedness, MCG–2015. – Sinaia : Romania, 2015. – P. 54-59.

50. Protasov, V. Challenging problems: mathematical contents and sources / V. Protasov, M. Applebaum, A. Karp et al. // Challenging mathematics in and beyond the classroom. ICMI Study 16. New ICMI Study Series. Vol. 12 / ed. by E. J. Barbeau, P. J. Taylor. – New York : Springer, 2009.

51. Ridge, H. L. Teaching mathematics to the talented and gifted / H. L. Ridge, J. S. Renzulli // The mathematical education of exceptional children and youth / ed. by V. Glennon. – Reston, VA : National Council of Teachers of Mathematics, 1981. – P. 191-266.

52. Rotger, L. Designing a video course. The case of the online course of mathematical Olympiads / L. Rotger, J. M. Ribera // Int. workshop on learning technology for education in cloud. – Cham : Springer, 2019. – P. 79-89.

53. Shinariko, L. J. Analysis of students’ mistakes in solving mathematics Olympiad problems / L. J. Shinariko, N. W. Saputri, Y. Hartono, J. Araiku // Journal of Physics: Conference Series. IOP Publishing. – 2020. – Vol. 1480, № 1. – P. 012039-1-8.

54. Straszewicz, S. Mathematical problems and puzzles: from the Polish Mathematical Olympiads / S. Straszewicz. – Oxford ; London ; Edinburgh ; New York : Pergamon Press, 2014. – 376 p.

55. Taylor, P. ICMI Study 16: Current perspectives / P. Taylor // Plenary Lecture presented at the 5th Int. Conf. on Creativity in Mathematics and the Education of Gifted Students. – Haifa : University of Haifa, 2008. – P. 1-7. – URL: http://www.amt.edu.au/icmis16haifapaper.pdf. – Text : electronic.

56. Tohir, M. Students’ creative thinking skills in solving mathematics Olympiad problems based on metacognition levels / M. Tohir // Journal of Mathematics Education and Learning. – 2020. – Vol. 1, № 1. – P. 1-4.

57. Xiong, B., Lee, P. Y. (Eds.). Mathematical Olympiad in China: problems and solutions. – Singapore : World Scientific, 2007. – 276 p.


Для цитирования:


Дударева Н.В., Бодряков В.Ю. Студенческие математические олимпиады и конкурсы в УрГПУ как неформальный индикатор уровня и инструмент мотивации к углублению предметной подготовки будущих учителей. Педагогическое образование в России. 2021;(3):119-135. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_14

For citation:


Dudareva N.V., Bodryakov V.Yu. Student Mathematical Olympiads and Competitions In USPU as an Informal Level Indicator and a Tool of Motivation for Deepening the Subject Training of Future Teachers. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):119-135. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_14

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)