Preview

Дифференцируемое обучение французскому языку в магистратуре с применением аудиокастов

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_13

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены ключевые тенденции в преподавании иностранного языка в магистратуре российских вузов. Выдвинута гипотеза о том, что в высшей школе при разноуровневом владении иностранным языком наиболее эффективным инструментом в обучении французскому языку магистрантов является дифференцированный подход с применением аудиокастов. Обоснована актуальность темы исследования, выделены проблемные области исследования данного направления. Проведено исследование современных методов преподавания иностранных языков как в зарубежных, так и в российских образовательных учреждениях. Определены важнейшие тенденции в изучении иностранных языков в российских вузах, среди которых индивидуализация языковых программ, а также одновременное обучение студентов сразу нескольким языкам. Выделены ключевые направления повышения эффективности преподавания иностранных языков в вузе: универсальный дифференцированный подход в обучении французскому языку в магистратуре – деление на группы по уровню владения языком и психологическим направленностям личности; комплексный подход к выбору методик преподавания; регулярное изучение передовых зарубежных технологий и их адаптация к российской специфике; повышение роли самостоятельной работы и личности преподавателя в усилении мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Описан опыт использования дифференциального подхода при обучении французскому языку в магистратуре с применением аудиокастов. В результате применения данного похода, несмотря на разный уровень подготовленности, начинающие магистранты чувствовали себя комфортно, находились в равных условиях с теми, кто продолжал изучение французского языка, все обучающие продемонстрировали достаточно высокие результаты, в том числе в условиях дистанционного обучения. Данная статья может быть интересна преподавателям иностранных языков в высшей школе, а методология разработанных заданий по всем видам речевой деятельности может лечь в основу практических занятий по французскому языку со студентами с разным уровнем подготовленности, что, очевидно, улучшит качество обучения студентов в вузе.

Об авторах

К. А. Гудий
Тверской государственный университет
Россия

Гудий Кристина Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры французского языка, перевода и межкультурной коммуникации.

170100, Тверь, ул. Желябова, 33



С. С. Арбузов
Уральский государственный педагогический университет; Институт математики и механики, Уральске отделение Российской академии наук
Россия

Арбузов Сергей Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Институт математики, физики, информатики и технологий, Уральский ГПУ; младший научный сотрудник отдела динамических систем ИММ.

620075, Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9; 620990, Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16



Список литературы

1. Арбузов, С. С. Проектирование технологии стрим-обучения в вузе / С. С. Арбузов // Цифровая культура открытых городов : сборник материалов Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Управление культуры Администрации города Екатеринбурга ; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» институт. – Екатеринбург, 2018. – С. 335-339.

2. Арбузов, С. С. Развитие когнитивных компетенций студентов вуза с использованием технологий подкастинга, скринкастинга и стриминга / С. С. Арбузов // Когнитивные исследования в образовании : сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции / под науч. ред. С. Л. Фоменко ; под общей ред. Н. Е. Поповой. – Екатеринбург, 2019. – С. 313-316.

3. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы / И. Л. Бим. – М. : Просвещение, 2008. – 256 с.

4. Бухаркина, М. Ю. Технология разноуровневого обучения / М. Ю. Бухаркина // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. – C. 48-53.

5. Воронова, E. H. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе / Е. Н. Воронова // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 189-194.

6. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам / И. А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 222 с.

7. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.

8. Малюга, E. H. Метод проектов в обучении профессиональной коммуникации на иностранном языке в рамках МООК / Е. Н. Малюга // Вестник МГОУ. Педагогика. – 2016. – № 4. – С. 121.

9. Малюга, E. H. Профессионально-ориентированный и коммуникативный подходы в изучении иностранного языка в неязыковом вузе МООК / Е. Н. Малюга // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. – 2006. – № 1. – С. 32-37.

10. Миланова, Т. М. Компетентностная направленность обучения иностранным языкам в вузе / Т. М. Миланова, В. А. Сырецкая // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2014. – Т. 6, вып. 2. – С. 63-67.

11. Орешко, В. М. Современные подходы к преподаванию иностранных языков в учреждениях высшего профессионального образования / В. М. Орешко, Д. В. Ерохин. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-prepodavaniyu-inostrannyh-yazykov-v-uchrezhdeniyah-vysshegoprofessionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 24.02.2021). – Текст : электронный.

12. Парникова, Г. Л. Основные направления развития методики преподавания иностранных языков в вузах / Г. Л. Парникова // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 2. – С. 21-26.

13. Полат, Е. С. Разноуровневое обучение / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 1. – C. 4.

14. Сакаева, Л. Р. Методика обучения иностранным языкам / Л. Р. Сакаева, А. Р. Баранова. – Казань : КФУ, 2016. – 189 c.

15. Сафонова, В. В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования / В. В. Сафонова // Язык и культура. – 2014. – № 1 (25). – С. 123-141.

16. Сергеева, H. H. Иноязычная коммуникативная компетенция в сфере профессиональной деятельности: модель и методика развития / Н. Н. Сергеева // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 6. – С. 147-150.

17. Соловьева, E. H. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностранных языков / Е. Н. Соловьева // Вестник МГИМО. – 2013. – № 6 (33). – С. 67-70.

18. Старяенко, Д. В. Интенсивные методы обучения иностранным языкам / Д. В. Старяенко // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия, филология. – 2011. – № 5. – С. 175-177.

19. Тер-Минасова, С. Г. Преподавание иностранных языков в современной России: прошлое, настоящее и будущее / С. Г. Тер-Минасова // Молодой ученый. – 2015. – № 15.2. – С. 1-7.

20. Gudiy, K. A. Role play and dubbing: interactive methods / K. A. Gudiy, N. V. Zakharova // Functional aspects of intercultural communication. Translation and interpreting issues. – 2019. – P. 530-538.


Для цитирования:


Гудий К.А., Арбузов С.С. Дифференцируемое обучение французскому языку в магистратуре с применением аудиокастов. Педагогическое образование в России. 2021;(3):110-118. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_13

For citation:


Gudiy K.A., Arbuzov S.S. Differentiated French Language Training in the Master’s Program with the Use of Audio-Casts. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):110-118. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_13

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)