Preview

Формирование у китайских студентов представлений о европейской музыкальной культуре на основе стилевого подхода

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_12

Полный текст:

Аннотация

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена направленностью музыкального образования в современном Китае на интеграцию уникальных национальных традиций с опытом европейской музыкальной педагогики. В статье доказывается, что изучение европейской музыки студентами педагогических вузов Китая продуктивно при опоре на стилевой подход, позволяющий раскрывать в педагогическом процессе семантику музыкальных интонаций иной, отличной от китайской, музыкальной традиции. Цель статьи – обоснование стилевого подхода как методологической основы формирования у китайских студентов представлений о европейской музыкальной культуре. В статье использовались такие методы исследования, как изучение и анализ литературы: обобщение опыта китайских мыслителей в сфере философии музыки и исследований российских искусствоведов и эстетиков в вопросах музыкального стиля. Научная новизна состоит в выделении и обосновании в рамках стилевого подхода комплекса методов, имеющихся в педагогике музыкального образования, которые направлены на осмысление студентами связи музыкальных явлений с мировоззренческими ценностями определенной эпохи (или творчества отдельного художника). Метод моделирования стилевого контекста используется для своеобразной «оптимизации» процессов, осуществляющихся в реальном опыте личности, интуитивно усваивающей стилевые модели культуры на основе восприятия множества разнообразных художественных явлений одного направления. Метод выявления смысловых доминант художественного стиля направлен на выстраивание в сознании студентов многообразных художественно-стилевых проявлений в единую картину мира – стилевую концепцию. Метод жанрово-стилевого анализа направлен на освоение жанровых знаков как смысло-выразительных комплексов. Метод анализа интонационной формы музыкального произведения направлен на понимание психологических основ музыкальной композиции (с использованием приемов, связанных с вовлечением студентов в практическую деятельность при восприятии эмоционально-образного содержания музыки). Практическая новизна состоит в определении критериев и показателей сформированности у студентов представлений о европейской музыкальной культуре, проведении опытно-поисковой работы и анализе ее результатов. Выявлено, что применение стилевого подхода и выделенных в его рамках методов в работе с китайскими студентами способствовало повышению уровня сформированности у них представлений о европейской музыкальной культуре, что выразилось в обогащении их интонационнообразного багажа, расширении представлений о средствах выразительности в музыке европейской традиции, развитии интереса и ценностного отношения к европейской музыкальной культуре.

Об авторах

Гуань Юэ
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Гуань Юэ - преподаватель, Тунхуаский педагогический университет; аспирант.

620017, пр-т Космонавтов, 26



Н. Г. Куприна
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Куприна Надежда Григорьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики воспитания культуры творчества.

620017, пр-т Космонавтов, 26



Фанчжу Чжоу
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Чжоу Фанчжу - выпускник, Гансинский педагогический университет; аспирант.

620017, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Акишина, Е. М. Педагогика искусства и современное художественное образование : монография / Е. М. Акишина [и др.]. – М. : ТЦ «Сфера», 2017. – 306 с.

2. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга 1 / Б. В. Асафьев. – М. : Музыка, 1971. – 143 с.

3. Вэй, Вэньхуа. Мастер конфуцианства Дун Чжуншу / Вэй Вэньхуа. – Пекин : Синьхуа, 2000. – 134 с.

4. Виноградова, Е. В. Китайская музыка / Е. В. Виноградова, А. Н. Желоховцев // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. Т. 2. – М. : Советская энциклопедия, 1973–1982. – С. 822-824.

5. Гуань, Юе. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Музыкальное искусство с практикумом» : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Юе Гуань, Н. Г. Куприна ; Уральский государственный педагогический университет. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2020. – 1 CD-ROM. – Текст : электронный.

6. Каган, М. С. Историческая динамика музыки в мире искусств / М. С. Каган // Музыка – культура – человек : сб. науч. тр. / отв. ред. М. Л. Мугинштейн. – Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1988. – С. 65-81.

7. Куприна, Н. Г. К проблеме освоения китайскими студентами опыта европейской музыкальной культуры: истоки классической гармонии / Н. Г. Куприна, Юе Гуань // Музыкальное и художественное образование в современном евразийском пространстве : межд. сб. науч. трудов / Урал. гос. ун-т; отв. ред. Л. В. Матвеева. – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – С. 34-42.

8. Куприна, Н. Г. Стилевой подход как путь ценностного освоения содержания произведений искусства студентами педагогического вуза / Н. Г. Куприна // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 4. – С. 254-261.

9. Лосев, А. Ф. Проблема художественного стиля / А. Ф. Лосев. – Киев : Collegium ; Киевская Академия Евробизнеса, 1994. – 288 с.

10. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. В. Медушевский. – М. : Издательское объединение «Композитор», 1993. – 262 с.

11. Медушевский, В. В. К проблеме, сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей / В. В. Медушевский // Музыкальный современник : сб. ст. – М. : Советский композитор, 1984. – Вып. 5. – С. 4-18.

12. Сяньюй, Хуан. Система музыкального образования в Китае / Сяньюй Хуан // Вестник СПбГУКИ. – 2009. – № 2. – С. 155-159.

13. Цай, Чжунде. История китайской музыкальной эстетики / Цай Чжунде. – Пекин : Издательство народной музыки, 2003. – 316 с.

14. Цзи, Румао. Исследование традиционных китайских культурных мыслей / Цзи Румао. – Пекин : Пекинское бюро переплетенных нитями книг, 2009. – 68 с.

15. Чэнь, Хэцинь. Полное собрание сочинений / Чэнь Хэциня. – Нанкин : Jiangsu Education Press, 1987.


Для цитирования:


Юэ Г., Куприна Н.Г., Чжоу Ф. Формирование у китайских студентов представлений о европейской музыкальной культуре на основе стилевого подхода. Педагогическое образование в России. 2021;(3):104-109. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_12

For citation:


Guan Y., Kuprina N.G., Zhou F. Formation in Chinese Students of European Music Culture Based on a Style Approach. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):104-109. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_12

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)