Preview

Языковая личность носителей китайского и русского языков (на материале концепта ДЕТСТВО / 童年)

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_11

Полный текст:

Аннотация

В статье описывается репрезентация языковой личности в русской и китайской лингвокультурах на материале ассоциативного эксперимента со словом-стимулом детство / 童年. Концепт ДЕТСТВО является важной составляющей общественной жизни носителей любой культуры. Целью данной статьи является сопоставительный анализ русской и китайской языковой личности. Для достижения поставленной цели используется свободный цепочечный ассоциативный эксперимент, который позволяет описать реальное сознание носителей языка. Предлагается методика исследования, состоящая из двух последовательных этапов: (1) анализ понятия детство в толковых и этимологических словарях русского и китайского языков; (2) анализ восприятия детства в китайской и русской культурах с помощью ассоциативного эксперимента. Семантический анализ словастимула детство / 童年 и ассоциативных реакций выявляют картину мира двух лингвокультур. Сопоставление дефиниций лексической единицы детство в толковых и этимологических словарях позволило выявить сходство и различия семантической специфики в русском и китайском языках. В результате проведенного ассоциативного эксперимента с участием 150 носителей русского и 150 носителей китайского языков были выявлены частотные ответы в трех наиболее значимых тематических группах: «ассоциации, связанные с домашним бытом»; «ассоциации, связанные с воспитанием»; «ассоциации, связанные с детским психо-эмоциональным восприятием, чувствами и ощущениями». Отличия в репрезентации концепта ДЕТСТВО в китайской и русской лингвокультурах определяются различиями национальных традиций и обычаев китайского и русского народов. Ассоциации, связанные с воспитанием, имеют, в том числе, политическую окраску. Реакции на словостимул детство / 童年 дают представление об образе жизни и системе ценностей представителей русской и китайской лингвокультур. Материалы исследования позволили сделать вывод о том, что специфика дефиниции детства и ассоциативно-вербальных реакций обусловлена структурой русского и китайского социумов. Отличающиеся единицы, выявленные в материалах эксперимента, требуют комментариев в иностранной аудитории. Результаты исследования можно использовать в процессе преподавания русского языка как иностранного, при уточнении данных ассоциативных словарей и составлении учебных словарей на русском и китайском языках.

Об авторе

Сяо Вэй
Гуандунский университет иностранных языков и международной торговли
Россия

Вэй Сяо - кандидат филологических наук.

2 Baiyun N Ave, Baiyun, Guangzhou, Guangdong Province



Список литературы

1. Бабаева, Е. В. Линвокультурологические характеристики русской и немецкой аксиологических картин мира : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Бабаева Е. В. – Волгоград, 2004. – 40 с.

2. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки. – 2001. – № 1. – С. 64-72.

3. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов / Ю. Н. Караулов ; отв. ред. Д. Н. Шмелев. – М. : Наука, 1987. – 262 с.

4. Красавский, Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах : монография / Н. А. Красавский. – Волгоград : Перемена, 2001. – 495 с.

5. Красина, Е. А. Направления и методы лингвистических исследований : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. А. Красина, Н. В. Перфильева, В. А. Маслова, А. А. Лавицкий. – Минск : РИВШ, 2020. – 190 с.

6. Красных, В. В. Словарь и грамматика лингвокультуры. Основы психолингвокультурологии / В. В. Красных. – М. : Гнозис, 2016. – 496 с.

7. Мартинович, Г. А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента / Г. А. Мартинович // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С. 93-99.

8. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Маслова. – М. : Akademia, 2001. – 202 с.

9. Слышкин, Г. Г. От текста к символу. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. – М. : Akademia, 2000. – 128 с.

10. Срезневский, И. И. Словарь древнерусского языка / И. И. Срезневский. – М. : Книга, 1989. – 5237 с.

11. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. – М. : Языки русской культуры, 1997. – 824 с.

12. Тарасов, Е. Ф. Межкультурное общение – новая онтология анализа языкового сознания / Е. Ф. Тарасов // Этнокультурная специфика языкового сознания. – М., 1996. – С. 7-22.

13. Толстой, Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н. И. Толстой. – М. : Индрик, 1995. – 512 с.

14. Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка Т. 2 / П. Я. Черных. – М., 1994. – 560 с.

15. Чулкина, Н. Л. Языковая картина мира и национальная концептосфера: онтология, методы реконструкции и единицы описания / Н. Л. Чулкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2015. – № 6 (1). – C. 76-82.

16. Шапошникова, И. В. Модусы идентификации русской языковой личности в эпоху перемен / И. В. Шапошникова. – М. : Языки славянской культуры, 2020. – 336 с.

17. Шэнь, Сяолоу. Конструкции китайского языка и гуманитарный дух / Шэнь Сяолоу. – Пекин, 1988. – 318 с.

18. Этимологический словарь китайского языка Т. 2 / Цы Юань. – Пекин : Коммерческое издательство, 1980. – 285 c.

19. 在线新华字典 (Интернет-словарь Синьхуа). – URL: http://xh.5156edu.com/ (дата обращения: 27.02.2021). – Текст : электронный.


Для цитирования:


Вэй С. Языковая личность носителей китайского и русского языков (на материале концепта ДЕТСТВО / 童年). Педагогическое образование в России. 2021;(3):98-103. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_11

For citation:


Wei X. Linguistic Personality of Native Speakers of Chinese and Russian (Based on the Concept CHILDHOOD / 童年). Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):98-103. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_11

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)