Preview

Образовательный комикс как средство медиаобразованиядля восприятия обучающимися нового знания

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_10

Полный текст:

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема восприятия учебной информации. Авторы исходили из гипотезы о том, что современные учащиеся, живущие в эпоху цифровых технологий, предпочитают визуальную информацию текстовым документам. Авторский коллектив тщательно проанализировал идеи современных российских и зарубежных ученых, исследующих проблему эффективности визуальной передачи учебного материала, а также проблему потребности Z-поколения в невербальных средствах коммуникации, таких как: схемы, интеллект-карты, комиксы. В статье был рассмотрен вопрос заинтересованности современных подростков небольшими лаконичными текстами, в которых эмоции выделены смайлами. Кроме того, в статье рассмотрен высокий потенциал образовательных комиксов в качестве наглядного материала для проведения уроков и внеклассных мероприятий по учебным предметам. Современное цифровое поколение естественно воспринимает комиксы, состоящие из рисованных лент, представляющих собой реальное жизненное событие. Анализируя исследования коллег, авторы придерживаются устойчивой методологической парадигмы, подчеркивая неразрывную связь визуального и текстового восприятия и усвоения информации с помощью образовательных комиксов как инновационных средств обучения, максимально реализующих принцип наглядности в образовательном процессе. Комиксы как метод передачи информации доступны и легки для понимания и восприятия, ассоциируются с реальными действиями. Авторы статьи рассмотрели проблему формирования медиаграмотности, которая достаточно давно осознана и включена в образовательные программы школьников большинства стран в отличие от российского образования. Авторский коллектив разработал методику применения медиатехнологии посредством образовательного комикса в обучении, способствующего знакомству с миром IT и формированию цифрового интеллекта у обучающихся, позволяющего сформировать у них навыки использования цифровых ресурсов образовательного пространства. В статье приведены примеры комиксов по биологии с привлечением межпредметных связей.

Об авторах

Д. З. Шибкова
ЮжноУральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)
Россия

Шибкова Дарья Захаровна - доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник центра спортивной науки ИСТиС.

454080, Челябинск, ул. Сони Кривой, 60



О. Б. Пяткова
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Россия

Пяткова Ольга Борисовна - старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин.

454090, Челябинск, ул. Красноармейская, 88



Список литературы

1. Байгужин, П. А. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды / П. А. Байгужин, Д. З. Шибкова, Р. И. Айзман // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 48-70.

2. Бегашева, И. С. Развитие инженерных компетенций обучающихся на основе конструкторской деятельности / И. С. Бегашева, Д. В. Ловчиков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2020. – № 5 (74). – С. 24-27.

3. Богдановская, И. М. Медиа-коммуникация / И. М. Богдановская // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2011. – № 8. – С. 77-80.

4. Бориснёв, С. В. Социология коммуникации : учебное пособие для вузов / С. В. Бориснёв. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.

5. Вавилова, А. К. Образовательные комиксы по химии как средство преодоления познавательных барьеров в очном и дистанционном обучении / А. К. Вавилова, Ю. Ю. Гавронская // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. – С. 2.

6. Васильева, Н. И. Использование цифровой образовательной среды при изучении предмета «Физическая культура» / Н. И. Васильева // Школьные технологии. – 2020. – № 5. – С. 20-32.

7. Гавронская, Ю. Ю. Исследовательские проекты экологической направленности как средство обеспечения интеграции при изучении предметов естественнонаучного цикла / Ю. Ю. Гавронская, А. К. Вавилова // Физика в школе. – 2018. – № S2. – С. 252-256.

8. Донина, И. А. Образовательный потенциал комиксов: исторический контекст / И. А. Донина, А. С. Шустров // Педагогический вестник. – 2019. – № 7. – С. 36-38.

9. Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR / А. Б. Зверинцев. – СПб. : Изд-во Буковского, 1995. – 267 с.

10. Калитина, К. В. Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний / К. В. Калитина. – Текст : электронный // Концепт. – 2013. – Т. 3. – С. 2256-2260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53454.htm (дата обращения: 03.01.2021).

11. Катасонова, Е. Л. Японцы в реальном и виртуальных мирах: Очерки современной японской массовой культуры / Е. Л. Катасонова. – М. : Восточная литература, 2012. – С. 59-104.

12. Корниенко, Т. В. Медиаобразование в школе с использованием технологии дополненной реальности / Т. В. Корниенко, А. А. Потапов // Вестник Белгородского института развития образования. – 2017. – № 2 (4). – С. 74-83.

13. Ларченкова, Л. А. Психолого-познавательные затруднения учащихся: кто виноват и что делать? / Л. А. Ларченкова // Физика в школе. – 2013. – № 7. – С. 51-56.

14. Павлов, И. И. Разработка и применение образовательных комиксов / И. И. Павлов, Н. О. Баланова // Химия в школе. – 2019. – № 10. – С. 31-34.

15. Павлов, И. И. Изучение темы «клетка» путем создания и применения комикса на уроке биологии / И. И. Павлов, А. А. Соломонова. – Текст : электронный // МНКО. – 2017. – № 5 (66). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-temy-kletka-putyom-sozdaniya-i-primeneniya-komiksa-na-urokebiologii (дата обращения: 04.01.2021).

16. Скотт, М. Понимание комикса. Невидимое искусство / М. Скотт. – Tundra Publishing, 1993. – 222 с.

17. Уткина, Т. В. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся : учебное пособие / Т. В. Уткина, Е. А. Низдиминова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 192 с.

18. Хафизова, Н. Ю. Электронные образовательные ресурсы как инструмент повышения уровня профессионализма педагогов в условиях дополнительного профессионального образования / Н. Ю. Хафизова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2018. – № 6 (60). – С. 74-78.

19. Чипышева, Л. Н. Развитие универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования : методические рекомендации / Л. Н. Чипышева, И. С. Алексеева, И. Д. Борченко, Е. Г. Боровкова [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 168 с.

20. Шайкина, В. Н. Формирование готовности педагогов к мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках математики / В. Н. Шайкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – № 4 (33). – С. 64-70.

21. Шустров, А. С. Применение образовательных комиксов для повышения эффективности обучения школьников на уроках технологии / А. С. Шустров // Молодежная наука: тенденции развития. – 2019. – № 3. – С. 34-41.

22. Abel, J. Drawing Words and Writing Pictures / J. Abel, M. Madden // Making Comics: Manga, Graphic Novels, and Beyond. – 2008.

23. Eisner, W. Comics and Sequential Art / W. Eisner. – W.W. Norton & Company, 2008. – 192 p.

24. Guigar, B. How to Make Webcomics / B. Guigar, D. Kellet, S. Kurtz, K. Straub. – 2008. – 198 p.

25. Moore, A. Writing For Comics. Volume 1 / A. Moore. – 2003. – 50 p.


Для цитирования:


Шибкова Д.З., Пяткова О.Б. Образовательный комикс как средство медиаобразованиядля восприятия обучающимися нового знания. Педагогическое образование в России. 2021;(3):90-97. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_10

For citation:


Shibkova D.Z., Pyatkova O.B. Educational Comic as a Media Education Tool for Students’ Perception of New Knowledge. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):90-97. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_10

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)