Preview

Когнитивные способности и психологическое благополучие студентов

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_09

Полный текст:

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы взаимосвязи когнитивных способностей и психологического благополучия студентов. В настоящее время особенно острой проблемой становится формирование когнитивных способностей и психологического благополучия современных молодых людей как ведущих факторов адаптации личности. Авторы на основе теоретического анализа предположили, что психологическое благополучие студентов может быть связано с некоторыми когнитивными способностями. Для проверки гипотезы исследования и изучения взаимосвязи психологического благополучия и когнитивных способностей авторы использовали линейный корреляционный анализ. В качестве психодиагностического инструментария авторы использовали методики «Универсальный интеллектуальный тест» и опросник психологического благополучия. В результате исследования выяснилось, что психологическое благополучие имеет неоднозначную взаимосвязь с когнитивными способностями. Также в результате эмпирического исследования было выявлено, что когнитивные способности не имеют связи либо проявляют отрицательную корреляцию с психологическим благополучием. Авторы эмпирическим путем доказали, что осмысленность жизни имеет отрицательную связь с большинством когнитивных способностей. Также в результате исследования выяснилось, что позитивная эмоциональность отрицательно связана со способностью использовать теоретические знания в практической деятельности. Основываясь на собственных данных и результатах предшествующих исследований, авторы пришли к выводу, что люди с высоким интеллектом более критично относятся к миру и не склонны полагаться на позитивные иллюзии. Следовательно, их смысложизненные ориентации и психологическое благополучие будут снижены.

Об авторах

С. А. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Водяха Сергей Анатольевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и конфликтологии, Институт психологии.

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Ю. Е. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Водяха Юлия Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии конфликтологии, Институт психологии.

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Д. А. Погадаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Погадаева Дарья Александровна - студент, Институт психологии.

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Ackerman, P. L. Intelligence, personality, and interests: Evidence for overlapping traits / P. L. Ackerman, E. D. Heggestad // Psychological Bulletin. – 1997. – № 121. – Р. 219-245. – http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.121.2.219.

2. Ash, C. Life satisfaction reports of gifted middle-school children / C. Ash, E. S. Huebner // Sch. Psychol. Q. – 1998. – № 13. – P. 310-321. – DOI: 10.1037/h0088987.

3. Chmiel, M. Does childhood general cognitive ability at age 12 predict subjective well-being at age 52? / M. Chmiel et al. // J. Res. Pers. – 2012. – № 46. – P. 627-631. – DOI: 10.1016/j.jrp.2012.06.006.

4. Czeschlik, T. Sociometric types and children’s intelligence / T. Czeschlik, D. H. Rost // Br. J. Dev. Psychol. – 1995. – № 13. – Р. 177-189. – DOI: 10.1111/j.2044-835X.1995.tb00672.x.

5. DeYoung, C. G. Sources of openness intellect: Cognitive and neuropsychological correlates of the fifth factor of personality / C. G. DeYoung, J. B. Peterson, D. M. Higgins // Journal of Personality. – 2005. – № 73. – Р. 825-858. – http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-6494.2005.00330.xPMID.

6. Dijkstra, P. Personality and well-being: Do the intellectually gifted differ from the general population? / P. Dijkstra et al. // Advanced Developmental Journal. – 2012. – № 13. – Р. 103-118.

7. Furnham, A. Personality and intelligence: Gender, the Big Five, self-estimated and psychometric intelligence / A. Furnham, J. Moutafi, T. Chamorro-Premuzic // International Journal of Selection and Assessment. – 2005. – № 13. – Р. 11-24.

8. Gale, C. R. Prevalence of frailty and disability: findings from the English longitudinal study of ageing / C. R. Gale, C. Cooper, A. A. Sayer // Age Ageing. – 2015. – № 44. – Р. 162-175.

9. Gerstorf, D. A systemic-wholistic approach to differential aging: Longitudinal findings from the Berlin Aging Study / D. Gerstorf, J. Smith, P. B. Baltes // Psychology and Aging. – 2006. – № 21. – Р. 645-666.

10. Huppert, F. A. Psychological Well-being: Evidence Regarding its Causes and Consequences / F. A. Huppert // Applied Psychology: Health and Well-Being. – 2009. – № 1 (2). – Р. 137-164. – DOI: 10.1111/j.1758-0854.2009.01008.x.

11. Jones, T. W. Equally cursed and blessed: do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being? / T. W. Jones // Educ. Child Psychol. – 2014. – № 30. – Р. 44-66.

12. Kirkcaldy, B. The relationship between health efficacy, educational attainment, and well-being among 30 nations / B. Kirkcaldy, A. Furnham, G. Siefen // Euro. Psychol. – 2004. – № 9. – Р. 107-119. – DOI: 10.1027/1016-9040.9.2.107.

13. Lubinski, D. Life paths and accomplishments of mathematically precocious males and females four decades later / D. Lubinski, C. P. Benbow, H. J. Kell // Psychol. Sci. – 2014. – № 25. – Р. 2217-2232. – DOI: 10.1177/0956797614551371.

14. Luhmann, M. Subjective well-being and adaptation to life events: A meta-analysis / M. Luhmann, W. Hofmann, M. Eid, R. E. Lucas // Journal of Personality and Social Psychology. – 2012. – № 102 (3). – Р. 592-615.

15. Neihart, M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? / M. Neihart //Roeper Review. 1999. – № 22. – Р. 10-17.

16. Owuchi, G. A study on the happiness of pupil in school / G. Owuchi, H. Yoshino // Tohoku Psychol. Folia. – 1975. – № 34. – Р. 27-32.

17. Preckel, F. The benefit of being a big fish in a big pond: contrast and assimilation effects on academic self-concept / F. Preckel, M. Brüll // Learn. Individual Diff. – 2010. – № 20. – Р. 522-531. – DOI: 10.1016/j.lindif.2009.12.007.

18. Rode, J. C. An examination of the structural, discriminant, nomological, and incremental predictive validity of the MSCEIT V2.0 / J. C. Rode et al. // Intelligence. – 2008. – № 36. – Р. 350-366. – DOI: 10.1016/j.intell.2007.07.002.

19. Schütz, C. Leistungsbezogene kognitionen [Achievement-related cognitions] / C. Schütz // Hochbegabte und Hochleistende Jugendliche. Befunde aus dem Marburger Hochbegabtenprojekt / ed. D. H. Rost. – Münster : Waxmann, 2000. – Р. 303-337.

20. Shaunessy, E. School functioning and psychological well-being of international baccalaureate and general education students. A preliminary examination / E. Shaunessy, S. M. Suldo, R. B. Hardesty, E. J. Shaffer // J. Second. Gift. Educ. – 2006. – № 17. – Р. 76-89.

21. Swiatek, M. A. Ten-year longitudinal follow-up of ability-matched accelerated and unaccelerated gifted students / M. A. Swiatek, C. P. Benbow // J. Educ. Psychol. – 1991. – № 83. – Р. 528-538. – DOI: 10.1037/0022-0663.83.4.528.

22. Taylor, S. E. Illusion and well-being: A social psychological perspective on mental health / S. E. Taylor, J. D. Browne // Psychological Bulletin. – 1988. – № 103 (2). – Р. 193-210.

23. Voracek, M. Smart and suicidal? The social ecology of intelligence and suicide in Austria / M. Voracek // Death Studies. – 2007. – № 30 (5). – Р. 471-485.

24. West, R. L. Memory performance and beliefs as a function of goal setting and aging / R. L. West, R. M. Thorn, D. K. Bagwell // Psychology and Aging. – 2003. – № 18. – Р. 111-125.

25. Wirthwein, L. Giftedness and subjective well-being: A study with adults / L. Wirthwein, D. H. Rost // Learning and Individual Differences. – 2011. – № 21. – Р. 182-186.

26. Zeidner, M. Intelligence and personality / M. Zeidner, G. Matthews // Handbook of intelligence / ed. By R. Sternberg. – New York : Cambridge University Press, 2000.

27. Ziegler, A. Myth and Reality: A review of empirical studies on giftedness / A. Ziegler, T. Raul // High Ability Studies. – 2000. – № 11 (2). – Р. 113-136.


Для цитирования:


Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Погадаева Д.А. Когнитивные способности и психологическое благополучие студентов. Педагогическое образование в России. 2021;(3):82-89. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_09

For citation:


Vodyakha S.A., Vodyakha Yu.E., Pogadaeva D.A. Cognitive Abilities and Psychological Well-Being of Students. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):82-89. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_09

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)