Preview

Ожидания студентов СПО от взаимодействия с родителями как субъективный фактор межличностных отношений в семье

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_08

Полный текст:

Аннотация

Конструктивные взаимоотношения подростков с родителями могут выступать ресурсом для адаптации при изменении уровня образования: переход обучающихся от общего образования (школы) к среднему профессиональному образованию (техникум, колледж). Авторы анализируют ожидания студентов среднего профессионального образования от общения с родителями и на основе данного анализа выявляют структурную модель ожиданий студентов. Цель статьи – определить ожидания участников от их взаимодействия с родителями. В исследовании приняли участие 524 студента среднего профессионального образования г. Екатеринбурга. Студентам среднего профессионального образования предлагалось пройти анкетирование с применением сервиса Google-формы. С помощью метода кластерного анализа определилось 6 кластеров, каждый из которых включает в себя определенные словоформы. Авторами представлено описание кластеров, которые вошли в структурную модель ожиданий студентов среднего профессионального образования от взаимодействия с родителями. На основе данной структурной модели предполагается составление программы повышения уровня коммуникативной культуры, направленной на межличностные отношения в семье.

Об авторах

Р. А. Валиев
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Валиев Равиль Азатович - кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой общей психологии и конфликтологии, Институт психологии.

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Л. А. Максимова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Максимова Людмила Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, директор Института психологии.

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



С. В. Стукова
Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова
Россия

Стукова Светлана Викторовна - председатель Областного совета родителей (законных представителей) студентов СПО, заместитель директора по проектной деятельности.

620014, Екатеринбург, пр-т Ленина, 28



В. Г. Каримова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Каримова Валентина Геннадийевна - специалист по УМР, Институт психологии.

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Глазунов, Ю. Т. Эмоция ожидания / Ю. Т. Глазунов. – Текст : электронный // Концепт. – 2016. – № 9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsiya-ozhidaniya (дата обращения: 20.08.2020).

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2000. – 320 с. – (Серия «Учебник нового века»).

3. Еременко, Л. А. Модель педагогического сопровождения адаптационного процесса студентовпервокурсников среднего профессионального образования в колледже многоуровневого профессионального образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ / Л. А. Еременко // Прикладная психология и педагогика. – 2019. – Т. 4, № 4. – С. 102-114.

4. Загвязинский, В. И. Инструментальный этап педагогического исследования / В. И. Загвязинский // Авторская концепция научно-педагогического исследования: формирование и методы реализации : научнометодические материалы 18-го Всероссийского семинара-практикума по методологии педагогического исследования. 20 апреля 2012 г. / под ред. д-ра пед. наук, проф. А. Ф. Закирова. – Тюмень : ТОГИРРО, 2012.

5. Килина, И. А. Сопровождение профессионального самоопределения студентов профессиональных образовательных организаций : метод. рекомендации / И. А. Килина, Е. В. Понамарева, Д. В. Траут ; под ред. Е. Л. Рудневой. – Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018. – 170 с.

6. Конт-Спонвиль, А. Философский словарь / А. Конт-Спонвиль. – М. : Палимпсест ; Этерна, 2012. – 157 с.

7. Коньшина, Т. М. Представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей / Т. М. Коньшина, Т. Ю. Садовникова // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1 (29). – С. 77-87. – DOI: 10.11621/npj.2018.0107.

8. Кукуляр, А. М. Особенности психолого-педагогического взаимодействия современных подростков и их родителей / А. М. Кукуляр, Д. В. Пеньков. – Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 1. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/69PSMN119.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

9. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков. – М. : АСТ, 2009.

10. Николаева, Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л. А. Николаева // Известия Саратовского университета. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – № 2. – С. 299-305.

11. Ньюман, Л. Неопросные методы исследования / Л. Ньюман ; пер. Е. А. Баллаевой // Социологические исследования – СОЦИС. – 1998. – № 6. – С. 119-129.

12. Панкратова, И. А. Особенности оценки поведения родителей и отношения к ним подростков с различным уровнем субъективного благополучия / И. А. Панкратова. – Текст : электронный // Мир науки. – 2017. – Т. 5, № 2. – URL: http://mir-nauki.com/PDF/64PDMN217.pdf (дата обращения: 12.04.2021).

13. Самарцева, О. К. Типы социальных ожиданий родителей в отношении образовательного учреждения (по результатам эмпирического исследования) / О. К. Самарцева, А. А. Гудзовская. – Текст : электронный // Социальные явления. – 2015. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-sotsialnyhozhidaniy-roditeley-v-otnoshenii-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-po-rezultatam-empiricheskogo-issledovaniya (дата обращения: 20.08.2020).

14. Сукиасян, С. А. Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений и самоотношения в подростковом возрасте / С. А. Сукиасян, И. В. Харитонова. – Текст : электронный // Universum: психология и образование. – 2020. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimosvyazi-detskoroditelskih-otnosheniy-i-samootnosheniya-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 18.03.2021).

15. Татусь, К. Ю. Влияние родительской семьи на успеваемость студентов / К. Ю. Татусь, С. В. Кузьмина. – Текст : электронный // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016024555 (дата обращения: 12.04.2021).


Для цитирования:


Валиев Р.А., Максимова Л.А., Стукова С.В., Каримова В.Г. Ожидания студентов СПО от взаимодействия с родителями как субъективный фактор межличностных отношений в семье. Педагогическое образование в России. 2021;(3):74-81. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_08

For citation:


Valiev R.A., Maksimova L.A., Stukova S.V., Karimova V.G. Secondary Special Education Students from Interaction with Parents as a Subjective Factor of Interpersonal. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):74-81. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_08

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)