Preview

Представленность феноменов «сетевое образовательное взаимодействие» и «сетевая личность» в педагогическом сознании

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_05

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты анкетирования представителей педагогического сообщества, ученых и практиков образования, участников международной научно-практической конференции «Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества», проходившей 25–26 октября 2019 г. в Дальневосточном федеральном университете. Вопросы, обсуждаемые участниками конференции, являются частью исследования по поиску механизмов решения проблемы организации процесса подготовки педагогов к образовательному взаимодействию с новым субъектом (сетевой личностью) в новых социокультурных условиях (условиях информационного общества). Целью анкетирования было осмысление широкой педагогической общественностью содержания таких категорий, как «образовательное взаимодействие» и «сетевая личность». Обработка результатов анкет позволила обозначить смысловое содержание категории «сетевое образовательное взаимодействие», понимание которой необходимо для организации процесса подготовки педагогов к диалогу с различными субъектами образования в новых социокультурных условиях. В анкетировании приняли участие 158 человек – представителей не только отечественной, но и зарубежной педагогической науки и практики. Российское педагогическое сообщество включало представителей Дальневосточного региона, Центрального федерального округа, Уральского федерального округа, Луганской народной республики и др., зарубежное – представителей Китайской Народной Республики, Финляндии, Голландии, Чешской республики, Австралии, Малайзии, Вьетнама и др. В анкетировании приняли участие представители различных сфер образования – дошкольной, общего образования, высшей школы, дополнительной, имеющие разный стаж педагогической деятельности (от молодых – до 5 лет, до педагогов со стажем более 25 лет), занимающих различные должности (воспитатели, учителя, преподаватели, представители администрации). Результаты (прием корреляции ответов) позволили выявить различия в понимании категорий «сетевое образовательное взаимодействие» и «сетевая личность». Характер различий и смысловое содержание этих категорий представлены в данной статье.

Об авторах

А. Н. Сазонова
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Сазонова Анжелика Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук.

690922, Приморский край, Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10



А. А. Ахаян
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Ахаян Андрей Андреевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры дидактики Института педагогики.

191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48



В. В. Кравцов
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Кравцов Вячеслав Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук.

690922, Приморский край, Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10



Список литературы

1. Ахаян, А. А. Сетевая личность как педагогическое понятие: приглашение к размышлению / А. А. Ахаян. – Текст : электронный // Письма в Эмиссия.Оффлайн. – 2017. – № 8 (декабрь). – ART 2560. – URL: http://emissia.org/offline/2017/2560.htm (дата обращения: 30.10.2020).

2. Бугрова, О. В. Развитие информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования: перспективы исследования / О. В. Бугрова // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 1. – С. 166-170.

3. Вовк, Е. В. Формирование информационной культуры будущих педагогов как ведущее направление их профессиональной подготовки в высшей школе / Е. В. Вовк // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 5 (72). – С. 39-40.

4. Крылова, Н. Б. Условия проявления событийности образования / Н. Б. Крылова // Событийность в образовании и педагогической деятельности. – 2010. – № 1 (43). – С. 136-145.

5. Лопуга, В. Ф. Формы и методы сетевого взаимодействия школ здоровья Алтайского края / В. Ф. Лопуга // Образовательная сеть «Школы здоровья Алтайского края». – Барнаул, 2007.

6. Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники. – М. : Минобрнауки России, 2016. – 39 с.

7. Модели сетевого взаимодействия кластерного типа учреждений педагогического образования для уровня дополнительного профессионального образования : методические рекомендации. – СПб. ; Тюмень : ТОГИРРО, 2017. – 88 с.

8. Сазонова, А. Н. О некоторых особенностях отражения понятия «образовательное взаимодействие» в общественном сознании / А. Н. Сазонова. – Текст : электронный // Материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Человекоразмерное образование: проблемы педагогических практик в России и странах АТР» (17 декабря 2015 года) / отв. Редакторы В. В. Кравцов, О. В. Степкова, Е. М. Шемилина. – Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2016. – С. 30-33. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29735495_45686013.htm (дата обращения: 30.10.2020).

9. Сазонова, А. Н. Организация сетевого взаимодействия как научная проблема / А. Н. Сазонова. – Текст : электронный // Материалы международной научно-практической конференции «Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества». Владивосток, 25–26 октября 2019 г. / Дальневосточный федеральный университет, Школа искусств и гуманитарных наук ; отв. ред. А. Н. Сазонова; редкол.: Т. И. Боровкова, Е. Ф. Зачиняева, В. В. Кравцов [и др.]. – Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2019. – С. 173-182. – URL: https://www.dvfu.ru/upload/medialibrary/a78/Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества.pdf (дата обращения: 30.10.2020).

10. Трофимова, О. А. Принципы логистического подхода в организации сетевого взаимодействия образовательных организаций / О. А. Трофимова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 8. – С. 148-151.

11. Уварова, Н. Н. К вопросу о сетевом взаимодействии образовательных учреждений / Н. Н. Уварова, Л. Г. Рыбалкина // Вестник магистратуры. – 2016. – № 1-5 (52). – С. 59-61.

12. Фролова, С. В. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования / С. В. Фролова, Е. Ю. Илалтдинова // Вестник Мининского университета. – 2017. – № 1 (18). – С. 2.

13. Цицикашвили, К. П. Подготовка будущих педагогов в реалиях цифровой экономики XXI века / К. П. Цицикашвили // Цифровое пространство: экономика, управление, социум : сборник научных статей I Всероссийской научной конференции. – Смоленск : Смоленский государственный университет, 2019. – С. 279-283.

14. Шебловинская, И. В. Сетевое взаимодействие в контексте современной образовательной парадигмы / И. В. Шебловинская // Учитель и время. – 2015. – № 10. – С. 241-246.

15. Aldahdouh, A. A. Understanding Knowledge Network, Learning and Connectivism / A. A. Aldahdouh, A. J. Osório, S. Caires // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. – 2015. – № 12 (10). – P. 3-21.

16. Dlouha, J. Sustainability-oriented higher education networks: Characteristics and achievements in the context of the UN DESD / J. Dlouha, L. Henderson, D. Kapitulcinova et al. // Journal of cleaner production. – 2018. – Vol. 172. – P. 4263-4276.

17. Lacerda, C. R. Professional master’s degree in networking for basic education teachers: course curriculum study / C. R. Lacerda, A. Marli // Revista de ciencias humanas da universidade de taubate. – 2019. – № 12 (2). – P. 129-143.

18. Silva, M. Networking in education: From concept to action – an analytical view on the educational territories of priority intervention (TEIP) in northern Portugal / M. Silva, S. M. da Silva, H. C. Araújo // Improving Schools. – 2017. – № 20 (1). – P. 48-61.

19. Tal, I. Mulsemedia in Telecommunication and Networking Education: A Novel Teaching Approach that Improves the Learning Process / I. Tal, Z. Longhao, A. Covaci et al. // IEEE Communications Magazine. – 2019. – № 57 (11). – P. 60-66.


Для цитирования:


Сазонова А.Н., Ахаян А.А., Кравцов В.В. Представленность феноменов «сетевое образовательное взаимодействие» и «сетевая личность» в педагогическом сознании. Педагогическое образование в России. 2021;(3):39-49. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_05

For citation:


Sazonova A.N., Akhayan A.A., Kravtsov V.V. The Comprehension of the Phenomena “Network Educational Interaction” and “Network Personality” in the Pedagogical Consciousness. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):39-49. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_05

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)