Preview

Репрессированная наука и судьба человека

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_02

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена судьбе одного из преподавателей Свердловского государственного педагогического института (ныне – Уральский государственный педагогический университет, УрГПУ) – Елены Константиновны Моносовой. Развитие психолого-педагогических знаний начала ХХ века привело к формированию нового научного и практического направления – педологии. Однако в начале 1930-х гг. оно подверглось жесточайшей критике. Автор статьи ставит проблему – должен ли преподаватель нести персональную ответственность за резкие повороты в тактике государства по отношению к науке и образованию. Идеологические задачи стояли выше прагматизма, в этой связи профессионалы в различных областях общественной жизни оказались жертвами политических экспериментов, в том числе и Е. К. Моносова.

Архивные материалы Государственного архива Свердловской области, Государственного архива административных органов Свердловской области, Центра документации общественных организаций Свердловской области, материалы музея УрГПУ позволили погрузиться в атмосферу, сложившуюся в советском обществе конца 1920-1930-х гг., реконструировать ситуацию, сложившуюся сначала вокруг науки педологии, а также кафедры, члены которой ее преподавали, воссоздать вехи биографии и профессионального пути Е. К. Моносовой.

Трагедия ее жизни состояла в том, что в одночасье в результате «охоты на ведьм» по-советски (репрессии в отношении партийно-государственных чиновников и отдельных отраслей научного знания) она лишилась профессии, мужа и сына. Из рядов педагогов она была выброшена в категорию членов семьи изменника Родины и подверглась судебному преследованию.

Исследование позволило утверждать, что Е. К. Моносова внесла большой вклад в изучение и развитие такой дисциплины, как педология, и разделила ее судьбу, став жертвой идеологических установок советской партийно-государственной бюрократии.

Об авторе

М. К. Елисафенко
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Елисафенко Марина Константиновна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.

620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. БД «Жертвы политического террора в СССР». Книга памяти Свердловской области. Т. 7. – URL: http://visz.nlr.ru/pages/repressii-ssylki (дата обращения: 26.01.2021). – Текст : электронный.

2. Бехтерев, В. М. Объективное исследование детской психики / В. М. Бехтерев. – СПб., 1909. – 18 с.

3. Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО). – Ф. Р-1. – Оп. 2. – Д. 17297.

4. ГААОСО. – Ф. Р-1. – Оп. 2. – Д. 16723.

5. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). – Ф. 2162-р. – Оп. 1. – Д. 12.

6. Нечаев, А. Становление педологии в России / А. Нечаев. – Текст : электронный // История российского образования. – 2017. – URL: https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2017/03/knyazev.pdf (дата обращения: 22.12.2020).

7. Единая трудовая школа: положения о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. – М. : Изд-во Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Р., С., К. и К. депутатов, 1918. – 24 с.

8. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических перекручиваниях в системе Наркомпроса». – URL: https://studfiles.net/preview/4513374/page:50 (дата обращения: 23.12.2020). – Текст : электронный.

9. Уральский государственный педагогический университет: Летопись-хроника 1930–2000 / сост., общ. ред. А. М. Лушникова. – Екатеринбург, 2000. – 429 с.

10. Фонд музея УрГПУ. Дело Е. К. Моносовой.

11. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). – Ф. 240. – Оп. 1. – Д. 3.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2021. № 3 21

12. ЦДООСО. – Ф. 240. – Оп. 1. – Д. 5.

13. Шадринский государственный педагогический институт. – URL: http://shgpi.edu.ru/book/?page=2 (дата обращения: 15.02.2021). – Текст : электронный.

14. Hall, D. S. The Contents of Children’s Minds on Entering School / D. S. Hall. – New York and Chicago : E. L., Kellogg & co, 1894.

15. Hall, D. S. Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene / D. S. Hall. – New York : D. Appleton and Company, 1906.


Для цитирования:


Елисафенко М.К. Репрессированная наука и судьба человека. Педагогическое образование в России. 2021;(3):16-21. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_02

For citation:


Elisafenko M.K. Repressed Science and the Fate of Person. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):16-21. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_02

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)