Preview

Нейротехнологии в профессиональном образовании: рефлексия их возможностей

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_01

Полный текст:

Аннотация

Одним из современных трендов развития цифрового общества является внедрение во все сферы социально-профессиональной деятельности нейротехнологий. Освещенный в психолого-педагогической литературе опыт использования нейротехнологий показывает как позитивные, так и потенциально негативные эффекты их применения в образовательных целях.

Цель статьи – проанализировать возможности применения нейротехнологий в профессиональном образовании, представить организационную форму их реализации в виде виртуальных мастерских.

Методология исследования. Методологическим основанием исследования возможностей нейротехнологий в образовании выступил компетентностный подход, реализованный в модели компетенций субъекта учебно-профессиональной деятельности Э. Ф. Зеера, а также теория персонализации В. А. Петровского, лежащая в основе концепции персонализированного образования. Ведущими методами исследования являются теоретико-методологический анализ предмета исследования на основе изучения и логического обобщения психолого-педагогической литературы, а также обобщение опыта практического применения нейрообразовательных технологий в профессиональном образовании.

Интеграция нейротехнологий в традиционные формы и методы обучения существенно обогащает возможности формирования компетенций, востребованных в высокотехнологичных производствах, а также позволяет осваивать профессиональные образовательные программы по персонализированным образовательным траекториям. К нейрообразовательным технологиям, отвечающим вызовам цифрового общества, относятся: практико-ориентированные кейсы; акселератная форма обучения обеспечивающаяся визуализацией учебной информации; геймификация учебнопрофессиональной деятельности; web-квесты; виртуальные учебные тренажеры; иммерсивное обучение. Организационной формой реализации перечисленных нейрообразовательных технологий являются виртуальные мастерские, ориентированные на моделирование высокотехнологичных производственных процессов. Целевое назначение виртуальных мастерских – формирование социально-профессиональных компетенций, обеспечивающих многофункциональность и социальнопрофессиональную мобильность в профессиях широкого радиуса действия. Виртуальные мастерские обеспечивают возможность освоения профессиональных образовательных программ по индивидуальным (персонализированным) образовательным траекториям. Внедрение виртуальных мастерских позволяет: создать условия, максимально приближенные к реальным, повысить качество предоставляемых образовательных услуг в профессиональных образовательных организациях; значительно расширяет профессионально-образовательное пространство, позволяет объединить усилия образовательных организаций и работодателей для решения задач подготовки квалифицированных кадров для региональной экономики.

Практическая значимость. В профессиональном образовании нейротехнологии пока не получили широкого практического применения. Во многом это объясняется сложностью устройств, позволяющих имитировать высокотехнологическое производство. Но виртуальные мастерские уже используются на базе инновационных площадок подготовки высококвалифицированных кадров.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Зеер Эвальд Фридрихович - доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития, директор Научно-образовательного центра инноваций в профессиональном образовании.

620012,. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11



Ю. А. Сыченко
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Сыченко Юлия Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития.

620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11



Е. В. Журавлева
Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова
Россия

Журавлева Елена Васильевна - заместитель директора по учебной работе и общим вопросам.

622001, Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 2



Список литературы

1. Блинов, А. Г. Виртуальный учебный тренажер: эффективно и безопасно / А. Г. Блинов // Профессиональное образование и рынок труда. – 2014. – № 5. – С. 16-17.

2. Величковский, Б. Б. Психологические факторы возникновения чувства присутствия в виртуальных средах / Б. Б. Величковский // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 28-35.

3. Войскунский, А. Е. Психология и интернет / А. Е. Войскунский. – М. : Акрополь, 2010. – 439 с.

4. Зеер, Э. Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 1. – С. 104-114.

5. Иванова, А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / А. В. Иванова // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2018. – № 3 (108). – С. 88-107.

6. Селиванов, В. В. Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте / В. В. Селиванов, Л. Н. Селиванова. – Текст : электронный // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 1 (9). – URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2729 (дата обращения: 11.04.2021).

7. Селиванов, В. В. Влияние средств виртуальной реальности на формирование личности / В. В. Селиванов, Л. Н. Селиванова. – Текст : электронный // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Вып. 2 (14). – URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3128 (дата обращения: 11.04.2021).

8. Hecht, D. Field dependency and the sense of object-presence in haptic virtual environments / D. Hecht, M. Reiner // Cyberpsychology and Behavior. – 2007. – Vol. 10. – P. 243-251.

9. Hodges, L. F. Treating Psychological and Physical Disorders with VR / L. F. Hodges, P. Anderson, G. C. Burdea, H. G. Hoffman, B. O. Rothbaum // IEEE Computer Graphics and Applications. – 2001. – Vol. 21 (6). – P. 25-33.

10. Jurnet, I. A. Individual differences in the sense of presence / I. A. Jurnet, C. C. Beciu, J. G. Maldonado // Proceedings of the 8th International workshop on presence. – London : University College, 2005. – P. 133-142.

11. Sacau, A. The impact of personality factors on the experience of spatial presence / A. Sacau, J. Laarni, N. Ravaja, T. Hartmann // Proceedings of the 8th International workshop on presence. – London : University College, 2005. – P. 143-151.

12. Sas, C. Individual differences in virtual environments / C. Sas // Computational science – ICCS 2004, fourth international conference, proceedings. Part III. Lecture Notes in Computer Science. – 2004. – Vol. 3038. – P. 1017-1024.

13. Sas, C. Presence and task performance: An approach in the light of cognitive style / C. Sas, G. O’Hare, R. Reilly // Cognition, Technology, and Work. – 2004. – Vol. 6. – P. 53-56.

14. Riva, G. Virtual Reality in Psychotherapy: Review / G. Riva // CyberPsychology & Behavior. – 2005. – Vol. 8, № 3. – P. 220-230.

15. Rothbaum, B. O. The Use of Virtual Reality Exposure in the Treatment of Anxiety Disorders / B. O. Rothbaum, L. F. Hodges // Behavior Modification. – 1990. – Vol. 23 (4). – P. 507-525.


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Сыченко Ю.А., Журавлева Е.В. Нейротехнологии в профессиональном образовании: рефлексия их возможностей. Педагогическое образование в России. 2021;(3):8-15. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_01

For citation:


Zeer E.F., Sychenko Yu.A., Zhuravleva E.V. Neurotechnologies in Professional Education: Reflection of Their Possibilities. Pedagogical Education in Russia. 2021;(3):8-15. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_03_01

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)