Preview

САМООРГАНИЗАЦИЯ И СТИЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_20

Полный текст:

Аннотация

Современная социокультурная ситуация задает требование к развитию системы образования, в которой процесс самоорганизации обучающихся рассматривается как важная и очевидная составляющая развивающегося человека. При этом у педагогов вуза возникает вопрос: каковы умения реального целеполагания и самоорганизации, а также навыки планирования и самоконтроля у студентов-первокурсников? Как эти умения и навыки можно активизировать в учебном процессе? Целью работы является изучение особенностей самоорганизации у студентов первокурсников.

Задачи: 1) выявление особенностей самоорганизации у студентов юношей и девушек на основе структурно-функциональной модели самоорганизации; 2) описание сопряженности между категориями самоорганизации и стилями познавательной деятельности студентов; 3) разработка конструктора задач для активации процессов самоорганизации с целью формирования общекультурной компетенции – способности к самообразованию и самоорганизации в соответствии с ФГОС высшего образования.

Методологическим основанием работы выступают: 1) положения отечественной психологии о системной организации психики (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов); 2) положения о единстве сознания и деятельности, развитии психики в деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); компетентностный подход в образовании И. А. Зимняя, В. И. Байденко, А. В. Хуторской).

Научная новизна работы: 1. Выявлены основные трудности у студентов-девушек, которые связаны со сниженным уровнем функционирования первого – проблемно-целевого (гностического) – и четвертого – рефлексивно-оценочного – компонентов самоорганизации деятельности. 2. Установлен доминирующий тип деятельности «теоретик»» у студентов-девушек, соответствующий конвергентному стилю обучения, при повышении которого прогнозируется закономерное увеличение переменных самоорганизации: «коррекция», «самоконтроль», «планирование». 3. Описаны основные трудности у студентов-юношей, которые связаны со сниженным уровнем функционирования второго – программно-целевого – и третьего – операционально-технологического – компонентов самоорганизации деятельности. 4. Установлен «рефлексирующий тип деятельности» у студентов-юношей (дивергентный стиль познания), при повышении которого прогнозируется закономерное увеличение переменных самоорганизации: «целеполагание», «коррекция», «критерии оценки качества», «самоконтроль», «анализ противоречий». 5. Разработан и представлен конструктор задач для активации процессов самоорганизации студентов-первокурсников юношей и девушек для формирования общекультурной компетенции – способности к самообразованию и самоорганизации в соответствии с ФГОС высшего образования.

Об авторах

М. Л. Мельникова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент, 

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



А. А. Дорогова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

магистрант, 

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Список литературы

1. Альбуханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. – М., 1991. – 299 с.

2. Богданова, В. О. Образ «Я». Конструктивистский подход / В. О. Богданова // Философская мысль. – 2016. – № 4. – С. 89-100. – DOI: 10.7256/2409-8728.2016.4.18336.

3. Богданова, Е. А. Конструирование содержания образования на основе идеи о персональном стиле учения обучающегося / Е. А. Богданова. – Новосибирск, 2017. – 144 с.

4. Гнатенко, Е. В. Организация учебного процесса с учетом стилей учения учащихся / Е. В. Гнатенко, Г. А. Пичугина, Е. Г. Евдокимова // Научное обозрение. Гуманитарные исследования. – 2015. – № 12. – С. 69-75.

5. Дьяков, С. И. Психическая самоорганизация человека как субъекта жизни. Семантический принцип / С. И. Дьяков // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». – 2018. – Т. 23. – С. 15-23.

6. Ишков, А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности : монография / А. Д. Ишков. – М., 2004. – 224 с.

7. Камалетдинова, Е. В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении : автореф. дис. …канд. психол. наук / Камалетдинова Е. В. – М., 2008. – 29 с.

8. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко. – Томск, 2005. – 172 с.

9. Костромина, С. Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности / С. Н. Костромина // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – № 4. – С. 153-160.

10. Леонтьев, Д. А. Синергетика и личность: к неравновесной персонологии / Д. А. Леонтьев // Методология и история психологии. – 2018. – № 3. – С. 96-104.

11. Леонтьев, Д. А. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции / Д. А. Леонтьев, А. Ж. Аверина // Психологические исследования. – 2011. – № 2 (16). – С. 1.

12. Леонтьев, Д. А. Идеи системности и самоорганизации в психологии личности: история и перспективы / Д. А. Леонтьев, О. В. Митина // XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании : мат-лы Всерос. научнопракт. конференции. – М., 2016. – С. 48-51.

13. Молявко, Г. П. Самостоятельная работа студентов как фактор развития и самоорганизации личности / Г. П. Молявко // Оптимизация самостоятельной работы обучающихся в условиях модернизации высшего образования : материалы XIV Всерос. науч.-практич. конф. (с междунар. участием). – Барнаул, 2014. – С. 26-28.

14. Огнев, А. С. Инновационная модель обучения самоорганизации / А. С. Огнев, Э. В. Лихачева // Гуманитарный научный вестник. – 2017. – № 1. – С. 24-26.

15. Пахмутова, М. А. Самоорганизация личности студентов с различными стилями исследовательской деятельности : дис. … канд. психол. наук / Пахмутова М. А. – Йошкар-Ола, 2018. – 24 с.

16. Пейсахов, Н. М. Система понятий теории психического самоуправления / Н. М. Пейсахов // Теоретические и прикладные исследования психической самореализации. – Казань, 1982. – С. 5-8.

17. Сергеева, М. Г. Элективный курс: Стратегии автономии в учебной деятельности / М. Г. Сергеева, С. В. Дудушкина // Modern Humanities Success. – 2020. – № 4. – С. 30-34.

18. Тарханова, И. Ю. Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики / И. Ю. Тарханова // Социально-политические исследования. – 2019. – № 1. – С. 110-118.

19. Савин, Е. Ю. Некоторые аспекты конструктной валидности опросников стилей учения ХониМэмфорда и Фелдера-Соломан / Е. Ю. Савин // Мир педагогики и психологии. – 2019. –№ 4 (33). – С. 173-182.

20. Холодная, М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили / М. А. Холодная. – 3-е изд. – М. : Юрайт, 2018. – 307 с.

21. Cassidy, S. Learning styles: An overview of theories, models, and measures / S. Cassidy // Educational Psychology. – 2004. Vol. 24, № 4. P. 419-444. – https://doi.org/10.1080/0144341042000228834.

22. Kolb, A. Experiential Learning Theory Bibliography 1971–2001 / A. Kolb, D. A. Kolb. – Boston, Mass. : McBer and Company, 2001.

23. Newton, P. M. Evidence-Based Higher Education – Is the Learning Styles ‘Myth’ Important? / P. M. Newton, M. Miah // Frontiers in Psychology. – 2017. – Vol. 8. – P. 444.

24. West, C. R. Learning Styles as Predictors of Self-Efficacy and Interest in Research: Implications for Graduate Training / C. R. West, J. H. Kahn, M. M. Nauta // Training and Education in Professional Psychology. – 2007. – Vol. 1, № 3. – P. 174-183. – DOI: 10.1037/1931-3918.1.3.174.


Для цитирования:


Мельникова М.Л., Дорогова А.А. САМООРГАНИЗАЦИЯ И СТИЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ. Педагогическое образование в России. 2021;(2):168-175. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_20

For citation:


Melnikova M.L., Dorogova A.A. SELF-ORGANIZATION AND THE STYLE OF COGNITIVE ACTIVITY IN HUMANITARIAN TRAINING STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(2):168-175. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_20

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)