Preview

ПОЛОЖЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО КАК БАЗОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_17

Полный текст:

Аннотация

В статье представлено научно-теоретическое обоснование современной технологии диагностики актуального уровня коммуникативного развития детей раннего возраста. Данная диагностическая методика разрабатывалась и апробировалась на базе дошкольных образовательных организаций г. Москвы и Московской области в течение 15 лет. В рамках методики представлен инновационный подход к определению коммуникативных возможностей, которые только формируются у малышей 2–3-го года жизни. При этом исследуется весь спектр компонентов процесса общения, а не только речеязыковые средства, имеющиеся у ребенка. Теоретико-методологическим базисом данной методики стали основные положения культурно-исторической теории формирования психики и развития личности Л. С. Выготского. В статье рассматриваются данные положения в преломлении к упомянутой выше диагностической методике, определяется суть каждого положения в соотношении с проблемной ситуацией познавательно-коммуникативного развития детей раннего возраста. Автор статьи при этом опирается не только на первоисточники – работы Л. С. Выготского, но и на анализ положений, проведенный другими специалистами психологического профиля, с учетом современных тенденций нашего общества (представленный в работах А. В. Петровского, В. М. Розина, В. В. Рубцова и др.). Таким образом, базовыми положениями, обосновывающими методику определения уровня коммуникативного развития у детей раннего возраста с нормальным и аномальным развитием, являются: рассмотрение социальной среды не как фактора, а как источника; определение системы знаков-символов как средств организации поведения и мышления формирующегося индивида; интериоризация и эстериоризация высших психических функций в ходе их становления; введение понятия «зона ближайшего развития» и соотношение его с дефиницией «зона актуального развития» с целью определения приоритетов обучения или развития; определение диалогичности как основной характеристики сознания; положение о психическом развитии как ступенчатом, «скачкообразном» процессе; представление кризисов развития в процессе формирования нового способа жизни. В статье с опорой на данные теоретические положения определяются основные блоки диагностической методики и обосновывается выбор основных направлений исследования в их рамках. В завершении статьи автор подчеркивает особую актуальность классических положений культурно-исторической теории Л. С. Выготского для современных исследований в области специальной педагогики.

Об авторе

Н. Ю. Григоренко
Московский городской педагогический университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, 

117261, г. Москва, ул. Панферова, 8, стр. 2



Список литературы

1. Волковская, Т. Н. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития / Т. Н. Волковская // Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для бакалавров специального (дефектологического) образования / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М.: Академия, 2011. – С. 101-127.

2. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка / Л. С. Выготский // Педология. – 1928. – № 1. – С. 58-77.

3. Выготский, Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. Т. 6. – М.: Педагогика, 1984.

4. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.

5. Григоренко, Н. Ю. Возможность и необходимость общения матери со своим будущим ребенком в пренатальный период в ходе нормальной и проблемной беременности / Н. Ю. Григоренко // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 2. – С. 99-105.

6. Григоренко, Н. Ю. Логопедическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики / Н. Ю. Григоренко // Специальное образование. – 2016. – № 2 (42). – С. 26-38.

7. Григоренко, Н. Ю. Основные аспекты диагностики коммуникативных возможностей детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии / Н. Ю. Григоренко // Раннее и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: cб. науч. ст. по мат-лам научно-практ. конф. (22–23 марта 2017 г.) / сост.: О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова, А. С. Павлова. – М.: ПАРАДИГМА, 2017. – С. 75-80.

8. Григоренко, Н. Ю. Оценка уровня коммуникативных возможностей детей раннего и младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / Н. Ю. Григоренко // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 4. – С. 184-191.

9. Григоренко, Н. Ю. Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Н. Ю. Григоренко // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 2. – С. 88-93.

10. Григоренко, Н. Ю. Формирование основ общения у детей первых лет жизни с нормальным и аномальным развитием: монография / Н. Ю. Григоренко ; под ред. Ю. Е. Вятлевой. – М.: Логомаг, 2020. – 336 с.

11. Григоренко, Н. Ю. Универсальный инструментарий формирования профессионально-коммуникативных и речевых компетенций будущих логопедов и учителей иностранных языков / Н. Ю. Григоренко, И. П. Твердохлебова // Иностранные языки в школе. – 2020. – № 2. – С. 2-9.

12. Культурно-историческая теория // Психология. Словарь / под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.

13. Пузырей, А. А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология / А. А. Пузырей. – М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 1986. – С. 117.

14. Розин, В. М. Культурно-историческая теория (от взглядов Л.С. Выготского к современным представлениям) / В. М. Розин // Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – Т. 13, № 2. – С. 367-385.

15. Рубцов, В. В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский / В. В. Рубцов // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12, № 3. – С. 4-14.


Для цитирования:


Григоренко Н.Ю. ПОЛОЖЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО КАК БАЗОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Педагогическое образование в России. 2021;(2):144-149. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_17

For citation:


Grigorenko N.Yu. THE PROVISIONS OF THE CULTURAL-HISTORICAL THEORY OF L.S. VYGOTSKY AS THE BASIC METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE DIAGNOSIS OF THE COMMUNICATIVE ABILITIES OF YOUNG CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2021;(2):144-149. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_17

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)