Preview

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПОЛИСУБЪЕКТНОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_15

Полный текст:

Аннотация

В статье автором раскрываются и анализируются результаты педагогического эксперимента, проводимого в целях проверки результативности разработанной системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию. Исследования феномена полисубъектного управленческого взаимодействия в системе организационно-управленческих отношений военных специалистов при осуществлении ими своей профессиональной деятельности сформулировали проблему исследования – насколько результативна система подготовки к полисубъектному управленческому взаимодействию при интеграции ее в систему военного образования военных вузов?

Задача исследования – осуществить проверку результативности педагогической системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию, разработанной на основе системного, личностно-деятельностного и партисипативного методологических подходов, и определить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эту результативность. Решение данной задачи осуществлялось через проведение педагогического эксперимента, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы, сопровождающиеся нулевым, двумя промежуточными и итоговым контрольными срезами. Основным показателем результативности разработанной системы являлось изменение в распределении курсантов в учебных группах по уровню сформированности специальной компетенции.

По результатам педагогического эксперимента самый большой и статистически значимый прирост по сравнению с другими группами проявился в экспериментальной группе, в которой реализовывались все три педагогических условия (квазипрофессиональная образовательная среда, педагогическое стимулирование субъектов, кейс-технологическое обеспечение).

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методологической базы для решения проблемы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию, представляющей собой совокупность системного, личностно-деятельностного и партисипативного подходов, использование которых позволило исследовать важные с точки зрения науки педагогические явления и процессы как системные объекты, обладающие целостностью и рядом специфических свойств, а также разработать содержательное и методико-технологическое наполнение педагогической системы и выбрать необходимые и достаточные условия ее эффективного функционирования.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании необходимости использования выделенных критериев и доказательстве их результативности.

Практическая значимость исследования заключается в подтверждении результативности системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию и в возможности использования полученных результатов в дальнейших исследованиях в области подготовки к организационно-управленческой деятельности.

По итогам анализа полученных результатов автором делается положительное заключение по вопросам результативности реализуемой педагогической системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию и обоснованности применяемых организационно-педагогических условий.

Об авторе

В. О. Порошин
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (филиал в г. Челябинске)
Россия

старший штурман-инструктор, 

454001, г. Челябинск, ул. 11-й Городок



Список литературы

1. Аксенова, Г. И. Критерии и индикаторы субъектности студента и курсанта высшего учебного заведения / Г. И. Аксенова, Ф. Г. Мухаметзянова // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – № 3 (21). – С. 102-106.

2. Бастрыгин, А. С. Организационно-управленческая деятельность руководителя следственнооперативной группы и руководителя оперативно-розыскной (поисковой) группы при планировании деятельности следственно-оперативной группы / А. С. Бастрыгин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 119. – С. 1278-1317.

3. Вачков, И. В. Поле в школе / И. В. Вачков // Школьный психолог. – 2002. – № 17 (113). – С. 16-24.

4. Вачков, И. В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / Вачков И. В. – М., 2002. – 374 c.

5. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде : учеб. пособие / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

6. Головаха, Е. И. Структура групповой деятельности: Социал.-психол. анализ / Е. И. Головаха. – Киев : Наук. думка, 1979. – 139 с.

7. Донцов, А. И. Проблемы групповой сплоченности / А. И. Донцов. – М. : Изд-во МГУ, 1979. – 126 с.

8. Дудкин, Ю. А. Приоритетные организационно-педагогические условия формирования правового мировоззрения курсантов в вузах МВД России / Ю. А. Дудкин // Педагогический журнал. – 2017. – Т. 7, № 2А. – С. 16-25.

9. Исаева, К. В. Полисубъектное управление образовательным процессом в ведомственном вузе как организационно-педагогическое условие формирования мировоззрения сотрудника УИС / К. В. Исаева // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы : сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 2 томах. – 2020. – С. 372-374.

10. Коваленко, В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: на материале вузов МВД России : дис. … д-ра пед. наук / Коваленко В. И. – Белгород, 2005. – 450 с.

11. Козолуп, С. А. Социально-психологические трудности управленческого взаимодействия молодых офицеров с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Козолуп С. А.. – М., 2009. – 153 с.

12. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с.

13. Коробов, В. А. Актуальные задачи развития у обучающихся творческого потенциала личности военного руководителя оперативно-тактического звена управления / В. А. Коробов // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. – 2020. – № 1 (8). – С. 120-126.

14. Логинов, Е. Л. Повышение эффективности управленческой деятельности государственных органов в экономике России на основе сетецентрической информационной решетки антитеневой деятельности / Е. Л. Логинов, А. Г. Матвеев // Экономические науки. – 2010. – № 70 – С. 32-36.

15. Петросьян, С. Н. Личностные особенности военнослужащих с учетом специфики профиля диспозиционного реагирования / С. Н. Петросьян, И. Г. Макаревская, З. И. Рябикина // Гуманизация образования. – 2019. – № 5. – С. 75-91.

16. Платонов, Ю. П. Психология коллективной деятельности: Теорет.-методол. аспект / Ю. П. Платонов. – Л. : ЛГУ, 1990. – 184 с.

17. Порошин, В. О. Содержательные аспекты подготовки курсантов к полисубъектному управленческому взаимодействию / В. О. Порошин, Е. М. Харланова // Вестник Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2020. – № 2 (155). – C. 213-231.

18. Селин, Б. Н. Диалоговое взаимодействие сотрудников полиции с полисубъектами поликультурной среды / Б. Н. Селин, И. А. Селина // Обеспечение качества и развития языковой подготовки в образовательных организациях системы МВД России : сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. – 2020. – C. 64-68.

19. Скворцов, И. М. Профессиональная субъектность будущего офицера как ожидаемый результат военного образования / И. М. Скворцов, А. А. Лаптев // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 12. – С. 285-287.

20. Сластенин, В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 5. – С. 17-30.

21. Соснин, В. А. Автономные рабочие группы: теория и практика метода в исследованиях западной организационной психологии / В. А. Соснин // Психологический журнал. – 1990. – Т. 11, № 6. – С. 28-37.

22. Талынёв, В. Е. Социальный механизм формирования ценностно-мотивационной структуры личности руководителя органов государственной военной службы : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.08 / Талынёв В. Е. – Хабаровск, 2009. – 456 с.

23. Тарасов, М. М. Педагогическое обеспечение деятельности военнослужащих внутренних войск МВД Росси : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Тарасов М. М. – СПб., 2006. – 399 с.

24. Токарева, К. Е. Эмоционально-волевая готовность к полисубъектному взаимодействию бакалавров физической культуры / К. Е. Токарева, В. С. Макеева, Г. А. Ямалетдинова // Российский психологический журнал. – 2018. – Т. 15, № 1. – С. 205-227. – DOI: 10.21702/rpj.2018.1.10.

25. Харланова, Е. М. Полисубъектное управление педагогическим обеспечением развития социальной активности студентов / Е. М. Харланова // Педагогическое образование в России. – 2011. –№ 5. – С. 212-218.

26. Харланова, Е. М. Развитие социальной активности студентов вуза в процессе интеграции формального и неформального образования : дис. … д-ра пед. наук / Харланова Е. М. ; Челябинский государственный педагогический университет. – Челябинск, 2015. – 435 с.

27. Alexandrache, C. Social competences in higher education – history, new technologies and positive human interaction / C. Alexandrache // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2019. – Vol. 67. – P. 1589-1596. – DOI: 10.15405/epsbs.2019.08.03.194.

28. Ashforth, B. E. Identity in Organizations: Exploring Cross-Level Dynamics / B. E. Ashforth, K. M. Rogers, K. G. Corley // Organization science. – 2011. – Vol. 22 (5). – P. 1144-1156. – DOI: 10.1287/orsc.1100.0591.

29. Bulgaru, I. Managerial communication in school organisations / I. Bulgaru // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2019. – Vol. 67. – P. 2128-2134. – DOI: 10.15405/epsbs.2019.08.03.264.

30. Depra, V. M. The contribution of informal organizational learning to the development of managerial competencies / V. M. Depra, D. G. Pereira, A. de Marchi // Navus-revista de gestao e tecnologia. – 2018. – Vol. 8, № 4. – P. 22-36. – DOI: 10.22279/navus.2018.v8n4.p22-36.699.

31. Ickes, W. Social cognition and social cognition – from the subjective to the intersubjective / W. Ickes, R. Gonzalez // Small group research. –1994. – V. 25 (2). – P. 294-315. – DOI: 10.1177/1046496494252008.

32. Thompson, M. Some proposals for strengthening organizational activity theory / M. Thompson // Organization. – 2004. – Vol. 11, № 5. – P. 579-602. – DOI: 10.1177/1350508404044062.


Для цитирования:


Порошин В.О. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПОЛИСУБЪЕКТНОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. Педагогическое образование в России. 2021;(2):118-131. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_15

For citation:


Poroshin V.O. RESULTS OF THE REALIZATION OF SYSTEM OF TRAINING CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES FOR POLYSUBJECT MANAGERIAL INTERACTION. Pedagogical Education in Russia. 2021;(2):118-131. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_15

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)