Preview

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ РЕЧЕВЫМ СТРАТЕГИЯМ И ТАКТИКАМ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_07

Полный текст:

Аннотация

Необходимость развития коммуникативных умений современного школьника на высоком уровне обусловила поиск эффективного инструмента решения данной проблемы. Целью описываемого исследования является разработка методики обучения учащихся основной школы в рамках предмета «Русский язык», направленной на развитие коммуникативных умений обучающихся. Методологическую основу данного исследования составляют системно-деятельностный, компетентностный и личностно ориентированный подходы в обучении, положения о коммуникативнопрагматическом изучении языка. Были использованы следующие методы исследования: системный, типологический, метод включенного наблюдения. В качестве основного результата исследования предложена методика обучения учащихся основной школы речевым стратегиям и тактикам во внеурочной деятельности по предмету «Русский язык» в процессе выпуска школьной газеты. Элементами научной новизны результатов исследования являются принципы разработанной методики: развитие коммуникативных умений обучающихся осуществляется посредством обучения речевым стратегиям и тактикам; обучение происходит во время создания школьной газеты. Теоретическую значимость результатов исследования составляют предложенные принципы обучения речевым стратегиям и тактикам, методы развития коммуникативных умений школьников, виды коммуникативных ситуаций, значимые при написании текста в школьную газету. Практическую значимость результатов исследования составляет разработанный комплекс упражнений по обучению учащихся основной школы речевым стратегиям и тактикам. Содержательные выводы исследования: процесс обучения выстраивается с учетом коммуникативных потребностей обучающихся, обусловленных их возрастными особенностями; процесс обучения смоделирован на основе признаков речевой стратегии и включает формирование широкого ряда коммуникативных умений; процесс обучения воспроизводит работу редакции газеты; основным методом обучения является игровой. Данная методика обучения позволяет развить широкий ряд коммуникативных умений и коммуникативных УУД обучающихся.

Об авторах

М. Л. Кусова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

доктор филологических наук, профессор, проректор по образовательной деятельности, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах, 

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26



Д. С. Кобяшева
МАОУ СОШ № 87
Россия

учитель русского и английского языков, 

620085, г. Екатеринбург, ул. Ферганская, 22



Список литературы

1. Аверьянова, С. В. Коммуникативные стратегии при обучении устному деловому общению на занятиях по иностранному языку в высшей школе / С. В. Аверьянова // Российский внешнеэкономический вестник. – 2013. – № 3. – С. 80-86.

2. Блакар, Р. М. Язык как инструмент социальной власти / Р. М. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М.: Прогресс, 1987. – C. 88-125.

3. Булыгина, Л. Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков / Л. Н. Булыгина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 3. – С. 23-27.

4. Виноградов, С. И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи / С. И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения. – М.: Наука, 1996. – С. 121-152.

5. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6-ти т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4.

6. Григорьева, Л. М. Биографический очерк в современной российской журнальной периодике: дис. ... канд. филол. наук / Григорьева Л. М. – М., 2010. – 161 с.

7. Дацюк, С. Коммуникативные стратегии / С. Дацюк. – URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751 (дата обращения: 01.07.2014). – Текст: электронный.

8. Демьянков, В. З. Конвенции, правила и стратегии общения (Интерпретирующий подход к аргументации) / В. З. Демьянков // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1982. – Т. 41, №. 4. – С. 327-337.

9. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. – 5-е изд. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 288 с.

10. Коряжмина, Т. А. Использование текста-рассуждения в формировании коммуникативных универсальных учебных действий / Т. А. Корямжина // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2018. – Вып. 3-4. – С. 123-125.

11. Кусова, М. Л. Обучение школьников речевым стратегиям и тактикам при создании школьной прессы / М. Л. Кусова, Д. С. Упорова // Филологический класс. – 2017. – № 4. – С. 81-85.

12. Кусова, М. Л. Речевая стратегия и универсальные коммуникативные учебные действия как результаты обучения русскому языку / М. Л. Кусова, Д. С. Упорова // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. – М.: Перо, 2016. – С. 625-633.

13. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи / Т. А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1974. – 256 с.

14. Лебедева, С. В. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России: дис. ... канд. филол. наук / Лебедева С. В. – Екатеринбург, 2014. – 208 с.

15. Ленкова, Т. А. Текстообразующие стратегии создания письменного дискурса репортажа в современной немецкой прессе: дис. ... канд. филол. наук / Ленкова Т. А. – М., 2009. – 198 с.

16. Попова, М. Кому нужны эти юнкоры?.. Как бы факт с комментарием / М. Попова // Факс. Журнал уральских журналистов. – 2001. – № 1-2. – С. 39-42.

17. Рыбченкова, Л. М. Экзамен по русскому языку в IX классе. Каким ему быть? / Л. М. Рыбченкова // Русский язык в школе. – 1994. – № 1. – С. 7-10.

18. Свенцицкий, А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.

19. Стровский, Д. Л. Объективность информации в условиях функционирования российских СМИ (к специфике исторического опыта) / Д. С. Стровский. – URL: http://www.academia.edu/222389/ (дата обращения: 02.09.2014). – Текст: электронный.

20. Тюрикова, С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С. А. Тюрикова. – Текст: электронный // Науковедение. – 2014. – № 3. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/135PVN314.pdf (дата обращения: 18.03.2020).

21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 19.03.2020). – Текст: электронный.

22. Формановская, Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты / Н. И. Формановская. – М.: Русский язык, 1987. – 158 с.

23. Шпильман, М. В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» (на материале произведений А. и Б. Стругацких): дис. ... канд. филол. наук / Шпильман М. В. – Новосибирск, 2006. – 207 с.

24. Штерн, В. «Серьезная игра» в юношеском возрасте / В. Штерн // Психология подростка. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 20-32.

25. Юрина, М. В. Коммуникативные стратегии партнеров в политическом интервью: на материале современной прессы ФРГ: дис. ... канд. филол. наук / Юрина М. В. – Самара, 2006. – 187 с.


Для цитирования:


Кусова М.Л., Кобяшева Д.С. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ РЕЧЕВЫМ СТРАТЕГИЯМ И ТАКТИКАМ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ. Педагогическое образование в России. 2021;(2):60-67. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_07

For citation:


Kusova M.L., Kobyasheva D.S. METHODS OF TEACHING SECONDARY SCHOOL STUDENTS SPEECH STRATEGIES AND TACTICS IN THE PROCESS OF CREATING A SCHOOL NEWSPAPER. Pedagogical Education in Russia. 2021;(2):60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_07

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)