Preview

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИСКУССТВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_06

Полный текст:

Аннотация

Развитие художественного интереса к произведениям, связанным с образами и сюжетами проявления патриотизма и гражданственности, – одно из актуальных направлений воспитательной работы в школе. Разработка диагностического инструментария необходима для мониторинга данного процесса, а также важна в качестве ориентира для современного учителя в оценивании творческих работ и исследовательских проектов на уроках искусства и внеурочной деятельности. Цель статьи – теоретически обосновать критерии, показатели, типы творческих заданий для
диагностики развития у обучающихся художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности. Теоретической основой исследования являются положения об интересе как форме проявления познавательной потребности, отличающейся высокой степенью осознанности, предметной направленности; исследования о художественном интересе как
определенной стадии развития художественного восприятия, методические разработки диагностики развития у обучающихся художественного интереса как ценностно-смыслового избирательного
отношения к художественным явлениям. Научная новизна состоит в уточнении структуры художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности и
определения на этой основе критериев и показателей развития данного процесса. Практическая
значимость исследования состоит в разработке и описании разных типов диагностических заданий
в соответствии с выделенными критериями. Авторами описаны следующие типы диагностических
заданий: по эмоционально-мотивационному критерию – задания, выявляющие способность
школьников эмоционально воспринимать произведения искусства и вербально выражать свои впечатления; по образно-содержательному критерию – задания на выявление у обучающихся фактологических знаний об исторических событиях и выдающихся деятелях, воплощенных в образах искусства, а также владение специальной терминологией в области разных видов искусства, представлений о средствах художественной выразительности; по деятельностно-рефлексивному критерию – задания со-творческого типа, связанные с интерпретацией содержания художественного
произведения, выражением своей позиции относительно его идеи, трактовкой образов его героев,
рассуждениями по поводу принятия или отвержения авторской позиции.

Об авторах

Н. Г. Куприна
Уральский государственный педагогический университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, 

620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41



С. А. Валеева
Уральский государственный педагогический университет; Управление образованием Асбестовского городского округа
Россия

аспирант;

начальник, 

624260, г. Асбест, пр-т Ленина, 36/1



Е. Н. Бородина
Уральский государственный педагогический университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, 

620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41



Список литературы

1. Банников, В. Н. Педагогические условия развития художественного интереса, художественно-творческой активности учащихся на занятиях изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства : теоретико-ориентированная монография / В. Н. Банников. – М. : Изд-во НОО МО РФ, 2004. – 160 с.

2. Барышева, Т. А. От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде : учеб.-метод. пособие / Т. А. Барышева ; Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : [б. и.], 2011. – 111 с.

3. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М. М. Бахтин. – М. : Худож. лит., 1975. – 502 с.

4. Бородина, Е. Н. Наследие : метод. рекомендации по нравствен.-патриотич. воспитанию детей в худож.-игровой деятельности / Е. Н. Бородина ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2016. – 140 с.

5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – СПб. : Азбука-классика, 2016. – 448 с.

6. Дмитриева, М. Б. Развитие художественного интереса подростков в условиях внешкольной работы (на материале деятельности учреждений дополнительного образования) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дмитриева М. Б. – Екатеринбург, 2013. – 23 с.

7. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. – М., 1986. – 223 с.

8. Иванов, В. П. Человеческая деятельность – познание – искусство / В. П. Иванов. – Киев : Наукова думка, 1977. – 324 с.

9. Концептуальные основы модернизации предметной области «Искусство» в современном информационном обществе : монография / Е. М. Акишина, И. Э. Кашекова, И. М. Красильникова [и др.] ; под науч. ред. Е. М. Акишиной. – М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. – 232 с.

10. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации : проект. – М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. – 10 с.

11. Куприна, Н. Г. Методы педагогики искусства в формировании гражданской позиции у подростков / Н. Г. Куприна, С. А. Валеева. – Текст : электронный // Педагогика искусства. – 2020. – № 2. – С. 101- 110. – URL: http://www.art-education.ru/pedagogika-iskusstva-47.

12. Куприна, Н. Г. Реализация воспитательного потенциала искусства в условиях дополнительного художественного образования : монография / Н. Г. Куприна, Э. Д. Оганесян ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Текст : электронный.

13. Левин, И. Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов школьников в классах с углубленным изучением изобразительного искусства : дис. ... канд. пед. наук / Левин И. Л. – Нижний Новгород, 2003. – 287 с.

14. Максимов, Л. К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника / Л. К. Максимов. – Волгоград, 1976. – 154 с.

15. Мелик-Пашаев, А. А. Методики исследования и проблемы диагностики художественнотворческого развития детей : методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Адаскина, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская. – Дубна : Феникс+, 2009. – 272 с. : ил.

16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. – М. : Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

17. Тагильцева, Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей: теоретические подходы и диагностика / Н. Г. Тагильцева ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2001. – 158 с.

18. Торшилова, Е. М. Маршруты эстетического развития современных детей и подростков: теория и диагностика : учеб.-метод. пособие / Е. М. Торшилова. – М. : Музыка, 2011. – 208 с.

19. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1988. – 208 с.


Для цитирования:


Куприна Н.Г., Валеева С.А., Бородина Е.Н. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИСКУССТВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Педагогическое образование в России. 2021;(2):51-59. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_06

For citation:


Kuprina N.G., Valeeva S.A., Borodina E.N. DIAGNOSTIC OF THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC INTEREST IN PUPILS TO WORKS OF CIVIL-PATRIOTIC ART. Pedagogical Education in Russia. 2021;(2):51-59. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_06

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)