Preview

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_05

Полный текст:

Аннотация

В условиях охватившей общество «антропологической катастрофы», которая характеризуется дегуманизацией человека, необходимым становится развитие гуманитарного мышления школьников, позволяющего преодолеть разрушительный прагматизм технико-экономического интереса к природе, культуре и человеку, конструировать гуманитарно-ориентированную картину мира как структуру, задающую смысл, содержание и способ действий человека. По нашему мнению, наилучшие возможности для развития гуманитарного мышления школьников возникают в контексте регионализации образования, когда ученик получает возможность найти образы, связывающие его с пространством, освоить формы взаимодействия с культурой, прожить позиции ее носителя, творца, цивилизованного потребителя, найти основания и смыслы для развития гуманитарного мышления. В статье рассматриваются результаты научного исследования, целью которого являлось определение, теоретическое обоснование и реализация психолого-педагогических условий развития гуманитарного мышления школьников в контексте регионализации образования. Необходимость данных условий была выявлена посредством анализа психолого-педагогической литературы. Достаточность была подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы. Доказано, что психолого-педагогическими условиями развития гуманитарного мышления школьников в контексте регионализации образования являются: культурологическая направленность содержания школьного образования; проблематизация содержания школьного образования; вовлечение обучающихся в гуманитарный диалог; создание событийной образовательной среды; обеспечение единства рационального и эмоционального воздействия на школьников в образовательном процессе. Результаты формирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод, что реализация выявленных, теоретически обоснованных и апробированных психолого-педагогических условий в практике школы в контексте регионализации образования оказало существенное влияние на развитие гуманитарного мышления испытуемых экспериментальной группы.

Об авторе

О. Н. Горбатова
Алтайский государственный университет
Россия

аспирант кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий, 

656049, г. Барнаул, пр-т Ленина, 61



Список литературы

1. Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Работы 20-х годов. – Киев: Next, 1994. – С. 43.

2. Горбатова, О. Н. Реализация ценностного потенциала смыслового чтения культурного ландшафта в развитии гуманитарного мышления школьников в условиях регионализации образования / О. Н. Горбатова // Мир науки, культуры и образования. – 2018. – № 6. – С. 370-373.

3. Доманский, В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе / В. А. Доманский. – М.: Флинта, 2015. – 368 с.

4. Иванова, О. А. Развитие гуманитарного мышления педагога / О. А. Иванова, З. И. Колычева // Человек и образование. – 2014. – № 2 (39). – С. 10-14.

5. Квасова, И. И. Понимание как социально-методологическая проблема / И. И. Квасова // Вестник РУДН. Серия «Социология». – 2006. – № 2. – С. 28.

6. Колесникова, И. А. Воспитание человеческих качеств / И. А. Колесниковa // Педагогика. – 1998. – № 8. – С. 49-62.

7. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. – СПб.: Детство Пресс, 2001. – 288 с.

8. Корнющенко, Д. И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования (из опыта работы): учеб.-метод. пособие / Д. И. Корнющенко. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2003. – 606 с.

9. Кулюткин, Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. – Самара: СамГПУ, 2002. – 400 с.

10. Курбыко, З. С. Гуманитарное мышление педагога для образования XXI века / З. С. Курбыко, А. В. Позняк // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2008. – Т. 6. – С. 75-78.

11. Наумов, С. В. Регионализация образования и стратегии управления ее развитием / С. В. Наумов // Интеграция образования. – 2004. – № 4. – С. 11-19.

12. Перминова, Л. М. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: дис ... д-ра пед. наук / Перминова Л. М. – М., 1995. – 415 с.

13. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – С. 106.

14. Сопочкин, С. В. Учимся понимать другого. К построению субъективной модели урока истории: монография / С. В. Сопочкин. – Новосибирск: Советская Сибирь, 2013. – 118 с.

15. Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы: сб. ст. / под общ. ред. и с предисл. В. С. Библера. – Кемерово: АЛЕФ, 1993. – 414 с.


Для цитирования:


Горбатова О.Н. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2021;(2):45-50. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_05

For citation:


Gorbatova O.N. THE EXPERIENCE OF DEVELOPING STUDENTS’ HUMANITARIAN THINKING IN THE CONTEXT OF REGIONALIZATION OF EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2021;(2):45-50. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_05

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)