Preview

КОНКУРС «ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ КОММЕМОРАТИВНЫХ ПРАКТИК

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_04

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу опыта использования конкурсных мероприятий в качестве инструмента коммеморативных практик для патриотического воспитания детей и молодежи и формирования их гражданской идентичности. На примере контент-анализа эссе, представленных на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», показано, что постижение в конкурсной форме детьми и молодежью общечеловеческих ценностей и причин поступков людей способствует повышению эффективности сохранения исторической памяти и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Цель: исследовать и представить опыт использования творческих конкурсов как инструмента коммеморативных практик, позволяющего сохранить историческую память и формировать гражданскую идентичность на основе исторической эмпатии.

Методология строится на системном, контекстном и аксиологическом подходах; ведущий метод исследования – нарративный метод. Опираясь на содержательные элементы нарратива, авторы проводят контент-анализ эссе, представленных на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны». Контент-анализ проводился по оригинальной методике, являющейся объектом интеллектуальной собственности авторов, в основе которой лежат представления В. Лабова и Дж. Валецки о шестиэлементной структуре нарратива [29]. Каждому элементу структуры нарратива авторы поставили в соответствие отражающий цель исследования код: патриотизм, сохранение исторической памяти, профессиональная деятельность, гражданская идентичность, предназначение, субъективная оценка. Контент-анализ предполагал определение численных значений, составление корреляционной матрицы для частоты и актуальности каждого кода. Совокупная выборка составила 25 эссе. Таким образом, изучая нарративы (эссе, представленные на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны») – рефлексии будущих педагогов над действительностью, авторы решают задачу исследования социального производства исторической эмпатии и сохранения исторической памяти.

Основные результаты: в статье обоснована потребность современного общества в расширении и повышении эффективности работы по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне в контексте педагогической профессии как значимого направления в патриотическом воспитании и формировании гражданской идентичности молодежи, а также в профориентационной работе; представлен опыт использования технологии конкурсной и проектной деятельности как эффективного средства коммеморативных практик и формирования исторической эмпатии.

Новизна исследования заключается в использовании нарративного метода, оригинальной методике контент-анализа эссе, представленных на конкурс «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», позволяющей исследовать социальное производство исторической эмпатии и сохранения исторической памяти.

Практическая и теоретическая значимость результатов: в статье показана возможность эффективного использования привлекательных для детской и молодежной аудитории творческих проектных и конкурсных видов деятельности для патриотического воспитания детей и молодежи, а также продемонстрировано применение нарративного метода для оценки степени эффективности конкурса творческих работ как инструмента коммеморативных практик и патриотического воспитания детей и молодежи.

Об авторах

О. А. Чикова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник научно-образовательного центра инновационной деятельности, 

620063, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 75, к. 304



И. С. Шахнович
Уральский государственный педагогический университет
Россия

аналитик 1 категории центра культурно-образовательных проектов, 

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 231



И. А. Попп
Уральский государственный педагогический университет
Россия

кандидат исторических наук, доцент, начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности,

620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 219



Список литературы

1. Арпентьева, М. Р. Контент-анализ: психолингвистический анализ текстов / М. Р. Арпентьева // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии : сборник научных трудов. – Тюмень, 2015. – С. 13-26.

2. Брунер, Дж. Жизнь как нарратив / Дж. Брунер // Постнеклассическая психология. – 2005. – Т. 1, № 2. – С. 9-29.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утв. постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1493). – URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 20.08.2020). – Текст : электронный.

4. Евстигнеева, Н. В. Модели анализа нарратива / Н. В. Евстигнеева, О. А. Оберемко // Человек. Сообщество. Управление. – 2007. – № 4. – С. 95-107.

5. Ерохина, М. С. Формирование эмпатии на школьных уроках / М. С. Ерохина // Преподавание истории школе. – 2004. – № 5. – С. 61-64.

6. Иконникова, А. Ю. Контент-анализ в исследовании гражданской идентичности как уровня личной культуры / А. Ю. Иконникова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 28. – С. 34-38.

7. Килина, Е. С. Педагог, изменивший мир – Януш Корчак / Е. С. Килина. – Текст : электронный // Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история». – URL: http://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/esse-90/file/12564-pedagog-izmenivshij-mir-yanush-korchak.html (дата обращения: 12.08.2020).

8. Кожанов, И. В. Диагностика сформированной гражданской идентичности у студентов / И. В. Кожанов. – Текст : электронный // Фундаментальные исследования. – 2014. – Т. 6, № 7. – URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10003637.

9. Конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию Уральского государственного педагогического университета. – Текст : электронный // Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история». – URL: http://живаяистория-россии.рф/podvig-90.html (дата обращения: 11.08.2020).

10. Корчевская, О. В. Разработка системы поддержки принятия решений по обработке неформализованных текстовых данных на основе интеллектуального анализа / О. В. Корчевская, В. В. Нетребко, У. М. Товбис // Информация и связь. – 2016. – № 3. – С. 78-81.

11. Кутковая, Е. С. Нарратив в исследовании идентичности / Е. С. Кутковая // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4 (16). – С. 23-33.

12. Лебедев, С. Д. Социальная травма и ценности поколений: Великая Отечественная война в исторической памяти студенческой молодежи / С. Д. Лебедев, И. С. Шаповалова, Н. А. Рощупкина, А. А. Шкапенко // Научный результат. Социология и управление. – 2020. – Т. 6, № 2. – С. 3-18.

13. Мегилл, А. Историческая эпистемология / А. Мегилл. – М. : Канон+ ; РООИ «Реабилитация», 2007. – 480 с.

14. Мюлляринен, Е. А. Применение метода контент-анализа в исследовании гражданской идентичности / Е. А. Мюлляринен // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2012. –№ 3 (27). – С. 96-104.

15. Некрасов, С. Д. Математические методы в психологии (MS Excel) : учеб. пособие / С. Д. Некрасов. – 3-е изд., испр. и доп. – Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2014. – 147 с.

16. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. – URL: http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 24.08.2020). – Текст : электронный.

17. Попова, Т. И. Нарратив и повествование: соотношение понятий / Т. И. Попова // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. – 2019. – № 2. – С. 46-50.

18. Попп, И. А. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 12. – С. 42-49.

19. Попп, И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 12. – С. 210-214.

20. Рудакова, Г. М., Корчевская О. В. Разработка системы по обработке нарративных данных / Г. М. Рудакова, О. В. Корчевская. – Текст : электронный // ИТНОУ: информационные технологии в науке, образовании и управлении. – 2018. – № 5 (9). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-sistemypo-obrabotke-narrativnyh-dannyh (дата обращения: 23.09.2020).

21. Сайт «Бессмертный полк». – URL: https://bessmertnyy-polk.ru (дата обращения: 26.08.2020). – Текст : электронный.

22. Трефилов, Д. А. Сердце отдано детям / Д. А. Трефилов. – Текст : электронный // Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история». – URL: http://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn-- p1ai/esse-90/file/12435-serdtse-otdano-detyam.html (дата обращения: 11.08.2020).

23. Турушева, Ю. Б. Особенности нарративного подхода как метода изучения идентичности / Ю. Б. Турушева. – Текст : электронный // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7, № 33. – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.10.2020).

24. Фабрикант, М. С. Психологические ресурсы и механизмы конструирования национальной идентичности в индивидуальных историях граждан Республики Беларусь / М. С. Фабрикант // Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 3. Philology. Pedagogy. Psychology. – 2016. – Vol. 6, № 3. – P. 140-146.

25. Фарзалиева, А. Эссе «Учитель как образец мужества, бесстрашия и стойкости в годы Великой Отечественной войны» / А. Фарзалиева. – Текст : электронный // Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история». – URL: http://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/esse-90/file/12424-esseuchitel-kak-obrazets-muzhestva-besstrashiya-i-stojkosti-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html (дата обращения: 12.08.2020).

26. Шахнович, И. С. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне (на примере конкурса и книги «Юные герои отечества») / И. С. Шахнович, И. А. Попп, И. С. Попп, З. Р. Зиннатуллина // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 3. – С. 97-103.

27. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Прогресс, 1996. – 344 с.

28. De Fina, A. Indentity in narrative: a study of immigrant discourse / A. De Fina. – Philadelphia : John Benjamins Publishing Company, 2003.

29. Labov, W., Waletzky J. Narrative analysis: Oral versions of personal experience / W. Labov, J. Waletzky // Essays on the Verbal and Visual Arts: Proceedings of the American Ethnological Society / ed. by J. Helm. – Seattle : University of Washington Press, 1966. – P. 12-44.

30. Laszlo, J. The Science of Stories: An Introduction to Narrative Psychology / J. Laszlo. – New York : Routledge, 2008.


Для цитирования:


Чикова О.А., Шахнович И.С., Попп И.А. КОНКУРС «ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ КОММЕМОРАТИВНЫХ ПРАКТИК. Педагогическое образование в России. 2021;(2):35-44. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_04

For citation:


Chikova O.A., Shakhnovich I.S., Popp I.A. CONTEST “TEACHER’S FEAT DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR” AS A TOOL FOR PRESERVING HISTORICAL MEMORY. Pedagogical Education in Russia. 2021;(2):35-44. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_04

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)