Preview

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_02

Полный текст:

Аннотация

В марте 2020 г. российская система образования внезапно оказалась в ситуации, когда нужно было не разрабатывать онлайн-курсы в дополнение к очному обучению, а реконструировать очную среду обучения и процессы полностью в онлайн-пространстве. Многие педагоги осознали, что мы не можем проводить занятия в онлайн-среде так же, как это происходило в реальных аудиториях. Данная статья посвящена выявлению принципов построения педагогического взаимодействия в условиях дистанционной формы обучения. Приводятся различные трактовки понятия «педагогическое взаимодействие». Делается вывод, что различные исследователи по-разному определяют сущность педагогического взаимодействия, но все они сходятся в том, что педагогическое взаимодействие представляет собой многогранное явление со сложной внутренней структурой, которая сочетает в себе воспитательную, дидактическую и социально-педагогическую сферы. Обобщаются принципы педагогического взаимодействия в традиционном, аудиторном формате. Описываются особенности построения педагогического взаимодействия с применением современных информационнокоммуникационных технологий и цифровых средств осуществления образовательного процесса. Анализируются особенности и принципы коммуникации в онлайн-среде в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение в марте 2020 г. На основе полученного опыта преподавания в онлайн-среде предлагаются принципы педагогического взаимодействия в дистанционном формате: ясность и последовательность, коммуникация с реальным общением посредством видеовстреч, мультимодальность – чередование различных видов деятельности с целью сокращения времени обучения перед экраном, геймификация, детальное планирование онлайн-занятий.

Об авторах

А. А. Коренев
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории преподавания иностранных языков, факультет иностранных языков и регионоведения, 

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1, стр. 13 (IV гуманитарный корпус)



Н. П. Зубарева
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Россия

доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, факультет лингвистики и журналистики, 

344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Тургеневская, 49



С. С. Арбузов
Институт математики, физики, информатики и технологий, Уральский государственный педагогический университет; Институт математики и механики, Уральское отделение Российской академии наук
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9; 

младший научный сотрудник отдела динамических систем, 620990, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16



Список литературы

1. Абрамовский, А. Л. Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования : дис. … канд. соц. наук / Абрамовский А. Л. – Тюмень, 2014. – 203 с.

2. Арбузов, С. С. Развитие когнитивных компетенций студентов вуза с использованием технологий подкастинга, скринкастинга и стриминга / С. С. Арбузов // Когнитивные исследования в образовании : сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции / под науч. ред. С. Л. Фоменко ; под общей ред. Н. Е. Поповой. – Екатеринбург, 2019. – С. 313-316.

3. Бойков, И. В. Некоторые возможности построения педагогического взаимодействия в системе среднего профессионального образования / И. В. Бойков, П. В. Юдинцева // Перспективы модернизации современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (13 мая 2015 г., г. Уфа). – Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. – С. 105-107.

4. Бороненко, Т. А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова // Научный диалог. – 2017. – № 1. – С. 227-243.

5. Булин-Соколова, Е. И. Модели взаимодействия при использовании современных дистанционных технологий в общем образовании / Е. И. Булин-Соколова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2008. – № 3. – С. 56-75.

6. Гребенюк, Т. Б. Модель педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях дистанционного обучения / Т. Б. Гребенюк, И. Г. Булан // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2015. – Вып. 11. – С. 7-14.

7. Джанибекова, Э. Х. О педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса в условиях личностно ориентированного образования / Э. Х. Джанибекова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 128-130.

8. Захараш, Т. Б. Единство индивидуального и коллективного опыта в развитии личности : дис. … д-ра пед. наук / Захараш Т. Б. – Ставрополь, 2003. – 440 с.

9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. – М., 2000. – 384 с.

10. Иванов, Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. – СПб., 2000. – 96 с.

11. Козырева, О. А. Конструктор принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Педагогика» / О. А. Козырева, Н. А. Козырев // Интернет-наука. – 2016. – № 9. – С. 55-62.

12. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е. В. Кортаева. – М., 2007. – 255 с.

13. Кузьмина, Л. В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Л. В. Кузьмина // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 1. – С. 8-10.

14. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах / Д. А. Белухин. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 307 с.

15. Марчук, Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения / Н. Ю. Марчук // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 78-85.

16. Нейматов, Я. М. Акмеологические основы дистанционного образования государственных служащих : дис. … д-ра пед. наук / Нейматов Я. М. – М., 2001. – 404 с.

17. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко [и др.]. – М., 1998. – 512 с.

18. Петькова, Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 3. – С. 199-204.

19. Федотова, Е. Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия : монография / Е. Л. Федотова. – Иркутск : Изд-во ИГПУ, 1997. – 114 с.

20. Хитрова, И. В. Педагогическое взаимодействие как средство развития культуры межличностных отношений в образовательном процессе вуза : дис. … канд. пед. наук / Федотова Е. Л. – Рязань, 2006. – 182 с.

21. Чимбирь, В. Б. Педагогическое взаимодействие в управлении персоналом организации : дис. … канд. пед. наук / Чимбирь В. Б. – Пятигорск, 2005. – 195 с.


Для цитирования:


Коренев А.А., Зубарева Н.П., Арбузов С.С. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2021;(2):15-22. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_02

For citation:


Korenev A.A., Zubareva N.P., Arbuzov S.S. PRINCIPLES OF BUILDING PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING. Pedagogical Education in Russia. 2021;(2):15-22. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_02

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)