Preview

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РАМКАХ ПРОЕКТА «СОЦИОПОЛИС»

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_13

Полный текст:

Аннотация

Увеличение количества людей с инвалидностью в современном обществе и развитие гуманистических тенденций в государственной политике и общественной жизни привело к развитию в последние десятилетия инклюзивных проектов, направленных на создание условий для успешной позитивной социализации различных категорий граждан, реализации в полной мере всех прав, гарантированных им законодательством. Указанные процессы развиваются не только за рубежом, но и в России. При этом большая часть людей с инвалидностью сегодня проживает в специализированных учреждениях: взрослые – в психоневрологических интернатах (ПНИ), дети – в детских домах-интернатах для детей с умственной отсталостью и физическими нарушениями (ДДИ). Это ведет к обострению противоречия между необходимостью социокультурной адаптации, самореализации в трудовой деятельности и в быту людей с инвалидностью и отсутствием в учреждениях закрытого типа условий для формирования у них соответствующих компетенций. Вышесказанное актуализирует поиск новых моделей социализации людей с инвалидностью. Подобная модель создана и успешно функционирует в рамках проекта «Социополис», реализуемого на базе АНО «Благое дело». Автономная некоммерческая организация научно-практическое социально-педагогическое объединение «Благое дело» существует с 2005 г. Сегодня учреждение успешно решает целый комплекс задач, связанных с включением людей с инвалидностью в общество и защитой их прав и интересов. За 15 лет организацией была разработана новая стационарно-замещающая модель жизнеустройства людей с инвалидностью на территории Свердловской области. Этот опыт обобщен в проекте «Социополис». «Социополис» – это социальный комплекс на территории малого поселения, включающий сопровождаемое проживание, социальную и трудовую занятость, а также социокультурную адаптацию подростков и взрослых людей с инвалидностью. Он был задуман как многофункциональная площадка для социализации и инклюзии подростков, взрослых людей с инвалидностью и выпускников детских домов на территории муниципальных образований г. Новоуральска и п. Верх-Нейвинского. Помимо этого, «Социополис» представляет собой ресурсную модель партнерства НКО, органов местного самоуправления, региональных ведомств, направленную на организацию комплексного сопровождения людей с инвалидностью, в том числе с ментальной, как альтернативы стационарным учреждениям. В статье представлена технология социально-педагогического сопровождения людей с инвалидностью, реализуемая в рамках проекта «Социополис». 

Об авторах

Т. С. Дорохова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. И. Токарева
Автономная некоммерческая организация «Благое дело»
Россия


С. И. Токарева
Автономная некоммерческая организация «Благое дело»
Россия


Список литературы

1. Беляева, Л. А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи / Л. А. Беляева, М. А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. М. А. Галагузова. – Екатеринбург : Изд-во «СВ-96», 1998. – Вып. 3. – С. 185-196.

2. Богуславский, М. В. Научно-педагогические парадигмы: история и современность / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов // Современные проблемы истории образования и педагогической науки. – М. : ИТПиМИО, 1994. – Т. 1. – С. 113-137.

3. Галагузова, М. А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект : монография / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 254 с.

4. Дистервег, Ф. А. В. Избранные педагогические сочинения / Ф. А. В. Дистервег. – М. : Учпедгиз, 1956. – 374 с.

5. Дорохова, Т. С. Методологические основания реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью / Т. С. Дорохова, Ю. Н. Галагузова, П. Хольм // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 6. – С. 230-235.

6. Конвенция о правах инвалидов : резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 23.12.2020). – Текст : электронный.

7. Наторп, П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе общности / П. Наторп ; пер. А. А. Громбаха с 3 доп. нем. изд. – СПб. : О. Богданова, 1911. – 360 с.

8. Росстат. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/# (дата обращения: 23.12.2020). – Текст : электронный.

9. Симакова, В. И. Возможности триального метода в социокультурной инклюзии людей с инвалидностью / В. И. Симакова // Социокультурная инклюзия: теория, практика, искусство : сб. науч. тр. Междунар. круглого стола «Арт-терапевтические технологии как инструмент инклюзии» (Верх-Нейвинский, 4–5 июня 2019 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. – Екатеринбург : [б. м.], 2019. – С. 7-10.

10. Социальная педагогика : учеб. для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. – М. : Юрайт, 2012. – 405 с.

11. Социально-педагогическая деятельность в образовательных организациях : учебно-метод. пособ. / Ю. Н. Галагузова [и др.] ; Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. Ю. Н. Галагузовой. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 204 с.

12. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект : моногр. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М. : Издательский дом «Ажур», 2015. – 224 с.

13. Токарева, С. И. Доступный формат создаем вместе / С. И. Токарева, Ю. И. Токарева // Социокультурная инклюзия: сборник социальных проектов преподавателей, студентов, сотрудников государственных и некоммерческих организаций, инициативных групп : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Ю. Н. Галагузова. – Екатеринбург : [б. м.], 2020. – С. 6-12.

14. Численность инвалидов по группе инвалидности в разрезе субъектов РФ. – Текст : электронный // Федеральный реестр инвалидов. – URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost/chislennost-pogruppam?territory=1 (дата обращения: 23.12.2020).

15. Шилз, Э. Общество и общества: макросоциологический подход / Э. Шилз // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / под ред. Т. Парсона. – М. : Прогресс, 1972. – С. 392.


Для цитирования:


Дорохова Т.С., Токарева Ю.И., Токарева С.И. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РАМКАХ ПРОЕКТА «СОЦИОПОЛИС». Педагогическое образование в России. 2021;(1):105-111. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_13

For citation:


Dorokhova T.S., Tokareva Yu.I., Tokareva S.I. SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE FRAMEWORK OF THE SOCIOPOLIS PROJECT. Pedagogical Education in Russia. 2021;(1):105-111. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_13

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)