Preview

СПЕЦИФИКА САМОСОЗНАНИЯ МАТЕРЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ОНЛАЙН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_12

Полный текст:

Аннотация

Современная семья, являясь зависимой от демографических, социальных и политико-правовых преобразований в мире, испытывает процесс модификации своих функций, а именно: феминизацию и усиление автономности личности. Актуальность исследования процессов формирования самосознания матери определяется ее значительным вкладом в становление семейных взаимоотношений, воспитание будущего поколения. Целью настоящей статьи является описание результатов исследования специфики самосознания матерей, ориентированных на онлайн психолого-педагогическое сопровождение. Исследование базируется на работах зарубежных и отечественных психологов, изучающих смысловое содержание матери, особенности формирования и развития материнского самосознания. Эмпирическое исследование проводилось на однородной выборке женщин, обратившихся за психолого-педагогическим сопровождением в рамках онлайн проекта. Респондентам было предложено написать сочинение на тему «Я – мама» по методике Н. Н. Васягиной, предназначенной для изучения смыслового содержания самосознания матери. В результате исследования были сформированы: типичный портрет матери, для которой при определенных жизненных обстоятельствах становится важным овладение психолого-педагогических знаний и повышение своих родительских компетенций; 2 кластера женщин, опирающихся на эмоциональные отношения с ребенком, и уделяющих больше внимания своей воспитательной функции. Для первого кластера характерно наличие двух факторов: «зеркальное Я», что соответствует представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; и «самопринятие», что соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Данная группа матерей не считает себя «плохой мамой», не отмечает наличия проблем с ребенком и ориентирована на эмоциональные отношения с ребенком. Для второй группы женщин характерно проводить больше времени с ребенком, они более сконцентрированы на своей воспитательной функции и имеют высокое значение фактора «саморуководство», что свидетельствует об отчетливых переживаниях собственного «Я» как внутреннего стержня. Женщины, относимые ко второму кластеру, считают, что их судьба находится в собственных руках, они чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Их материнская позиция заключена в ориентации на воспитание, нежели чем на эмоции к ребенку, а также соотношение своего образа как матери с представлением о материнстве в целом. 

Об авторах

А. В. Саночкина
Тюменский государственный университет
Россия


Н. Н. Васягина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. Игнатжева
Даугвпилсский университет; Тюменский государственный университет
Латвия


Список литературы

1. Андреева, Т. В. Семейная психология : учеб. пособие / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.

2. Бим-Бад, Б. М. Модернизация института семьи: макросоциологический и антропологопедагогический анализ : монография / Б. М. Бим-Бад, С. Н. Гавров. – М. : Новый Хронограф, 2010. – 337 с.

3. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Психология личности : сб. статей / сост. А. Б. Орлов. – М. : ООО «Вопросы психологии», 2001.

4. Васягина, Н. Н. Структурно-содержательный анализ самосознания матери / Н. Н. Васягина, Е. Н. Рыбакова // Образование и наука. – 2007. – С. 75-84.

5. Васягина, Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России : монография / Н. Н. Васягина. – Екатеринбург, 2013.

6. Васягина, Н. Н. Субъектность матери: теория и практика / Н. Н. Васягина, Н. А. Устинова // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства : материалы международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2012. – С. 86-92.

7. Васягина, Н. Н. К вопросу о психологических особенностях родителей, ориентированных на раннее развитие детей / Н. Н. Васягина, Ю. В. Малина, С. А. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2019. – С. 83-89.

8. Захарова, Е. И. Родительство как возрастно-психологический феномен : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13 / Захарова Е. И. – М., 2017. 9. Иващенко, А. В. Я-концепция личности в отечественной психологии : монография / А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова. – М. : МГСА, 2000. – 155 с.

9. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1988. – 208 с.

10. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с.

11. Мохова, С. Ю. Самосознание родителя в системе отношений с ребенком / С. Ю. Мохова. – 2004.

12. Орлов, А. Б. Эмпирическая личность и ее структура / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 5-19.

13. Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания : хрестоматия. – Самара : Бахрам-М, 2000.

14. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. – Тбилиси : Мецниереба, 1989. – 197 с.

15. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М. : Изд-во МГУ, 1983. – 286 с.

16. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. – М. : Мысль, 2009. – 173 с.

17. Устинова, Н. А. Детерминанты развития самосознания матери / Н. А. Устинова // Дискуссия. – 2012. – С. 158-162.

18. Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. – М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – 240 с.

19. Фрейд, З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 1037 с.

20. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М. : АпрельПресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

21. Duval, S. A theory of objective self-awareness / S. Duval, R. A. Wicklund. – New York : Academic Press, 1972. – 412 p.


Для цитирования:


Саночкина А.В., Васягина Н.Н., Игнатжева С. СПЕЦИФИКА САМОСОЗНАНИЯ МАТЕРЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ОНЛАЙН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ. Педагогическое образование в России. 2021;(1):96-104. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_12

For citation:


Sanochkina A.V., Vasyagina N.N., Ignatjeva S. SPECIFICS OF MOTHERS’ SELF-AWARENESS RECEIVING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT. Pedagogical Education in Russia. 2021;(1):96-104. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_12

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)