Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ВАНДАЛИЗМ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МЕГАПОЛИСА И МАЛОГО ГОРОДА

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_09

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема подросткового вандализма, его распространенности в образовательной среде и пространстве современных городов. Описываются специфические характеристики вандальной активности обучающихся с указанием на повышенные риски формирования последующей устойчивой делинквентной модели поведения субъекта. Делается предположение о возможной связи склонности к вандализму и его мотивационных оснований с местом проживания подростка (мегаполисом или малым городом). Эмпирическая проверка данного предположения осуществлялась посредством констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 177 подростков, обучающихся в общеобразовательных школах мегаполиса (г. Екатеринбург) и малого города (г. Ирбит). Сбор данных выполнен с помощью авторского опросника «Мотивы вандального поведения», обработка осуществлялась методами математико-статистического анализа (кластерный анализ, описательная статистика и регрессионный анализ). Полученные результаты подтвердили наличие высокой общей готовности к совершению вандальных действий у подростков, проживающих в мегаполисе, а также своеобразие мотивационных профилей вандальной активности у обучающихся Екатеринбурга и Ирбита. Так, подростки в малом городе совершают деструктивное взаимодействие с объектами окружающей среды, в том числе образовательной, руководствуясь мотивами любопытства, протеста и выражения собственной агрессии. Для подростков мегаполиса характерен более усредненный мотивационный профиль с доминированием эстетического мотива вандальной активности. Обнаруженные закономерности указывают на значимую роль среды и ее условий в формировании готовности к совершению подростком вандальных актов, следовательно, могут быть использованы как основание для разработки эффективных превентивных мер по минимизации распространения данной девиации. 

Об авторе

И. В. Воробьева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Алетин, Р. А. Проблемы квалификации вандализма / Р. А. Алетин // Пробелы в российском законодательстве. – 2015. – № 4. – С. 222-225.

2. Баева, И. А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И. А. Баева, В. В. Семикин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2005. – Т. 5, № 12. – С. 7-19.

3. Ватова, Л. С. Молодежный вандализм и его профилактика / Л. С. Ватова // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 34-38.

4. Воробьева, И. В. Психология вандального поведения : монография / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. – Екатеринбург, 2015.

5. Кружкова, О. В. Функции вандализма в молодежном поведении: от личности к обществу / О. В. Кружкова, И. В. Воробьева, Р. Ю. Порозов, Б. Зарбова // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 10. – С. 95-120.

6. Леонтьев, Д. А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности / Д. А. Леонтьев // Эпистемология и философия науки. – 2010. – Т. 25, № 3. – С. 135-153.

7. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. – СПб., 2014.

8. Сажаев, А. М. О некоторых особенностях расследования вандализма, совершаемого с участием несовершеннолетних / А. М. Сажаев // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2020. – № 20-1. – С. 66-69.

9. Сергиенко, Е. А. Развитие психологии субъекта и субъект развития / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. – 2012. – Т. 33, № 1. – С. 7-19.

10. Уголовный кодекс РФ. Статья 214. Вандализм. – URL: https://base.garant.ru/10108000/ 18504d0125d60b72a85018b2ceb24b1c/ (дата обращения: 03.10.2020).

11. Шалагин, А. Е. Предупреждение делинквентного поведения несовершеннолетних / А. Е. Шалагин, А. К. Шалагина // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-1. – С. 332-337.

12. Шеслер, А. В. Вандализм, совершенный группой лиц / А. В. Шеслер, О. А. Беларёва // Lex russica (Русский закон). – 2017. – № 8 (129). – С. 112-118.

13. Bazrafshan, M. R. The relation of social happiness and adjustment with vandalistic behaviour of the children and young adults in the families under supervision of welfare office / M. R. Bazrafshan, A. Abdi, B. Masmouei, et al. // Journal of Clinical and Diagnostic Research. – 2018. – № 12 (8).

14. Stodolska, M. Gangs and Deviant Leisure / M. Stodolska, L. Berdychevsky, K. J. Shinew // Leisure Sciences. – 2017, 4 July. – P. 1-16.

15. Van Ouytsel, J. The associations of adolescents’ dating violence victimization, well-being and engagement in risk behaviors / J. Van Ouytsel, K. Ponnet, M. Walrave // Journal of Adolescence. – 2017. – № 55. – P. 66-71.


Для цитирования:


Воробьева И.В. ВАНДАЛИЗМ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МЕГАПОЛИСА И МАЛОГО ГОРОДА. Педагогическое образование в России. 2021;(1):70-75. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_09

For citation:


Vorobyeva I.V. TEENAGER’S VANDALISM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MEGAPOLIS AND SMALL CITY. Pedagogical Education in Russia. 2021;(1):70-75. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_09

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)