Preview

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ УМЕНИЮ ВЫЯВЛЯТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ

https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-08

Полный текст:

Аннотация

В рамках решения педагогической проблемы формирования (развития) методологических знаний студентов педагогических специальностей формулируется необходимость разработки методики обучения студентов умениям выявлять и обосновывать дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их средств. Опираясь на сущность деятельностного и компетентностного подходов, авторы в качестве необходимого условия построения методики обучения рассматривают детализацию (декомпозицию) результатов обучения, их дифференциацию, конкретизацию, выделение деятельностных составляющих используемых средств ИКТ. На основе установления соответствия пооперационного состава действий компонент универсальных учебных действий (или профессиональных компетенций) и реализуемых видов деятельности в конкретных средствах ИКТ предлагается трехуровневая градация дидактического потенциала средств ИКТ. Содержательнодеятельностные компоненты методики обучения представлены в формате обобщающей таблицы. Предложенная методология выявления и обоснования дидактического потенциала является универсальной и может быть применена для его выявления при другой современной целевой ориентации. 

Об авторах

А. В. Слепухин
Уральский государственный педагогический университет
Россия


И. Н. Семенова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Дуракова, Н. И. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе как средство формирования УУД у младших школьников / Н. И. Дуракова // Образовательная среда сегодня: теория и практика : материалы IV междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 2017) / ред. О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 92-93.

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н г. Москва. – URL: http://www.rg.ru/gazeta /rg/2013/12/18.html (дата обращения: 19.10.2020). – Текст : электронный.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование». – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/ 440401_M_3_16032018.pdf (дата обращения: 29.10.2020). – Текст : электронный.

4. Раджабалиев, Г. И. Дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий в образовании / Г. И. Раджабалиев, Г. Г. Исаев // Вестник Социально-педагогического института. – 2016. – № 2 (18). – С. 63-67.

5. Слепухин, А. В. Моделирование компонентов информационной образовательной среды вуза для реализации диагностики готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности / А. В. Слепухин, И. Н. Семенова // Quality, Mobility and Globalization in the Higher Education System. A Comparative Look at the Challenges of Academic Teaching. – New York : Nova Science Publishers, Inc., 2016. – P. 145-160.

6. Слепухин, А. В. Проектирование компонентов методики формирования профессиональных умений студентов педагогических вузов в условиях использования виртуальной образовательной среды / А. В. Слепухин // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 7. – С. 82-90.

7. Слепухин, А. В. Сущность проявления и способы развития умений визуального представления материалов у студентов педагогических специальностей на основе рефлексии мыслетехники / А. В. Слепухин, И. Н. Семенова // Современное высшее образование: теория и практика : коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2020. – С. 421-430.

8. Суслова, И. А. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент формирования компетенций магистров по направлению «Профессиональное образование» / И. А. Суслова, Н. С. Толстова, Е. А. Шакуто // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 8. – С. 75-78.

9. Сысоев, П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции / П. В. Сысоев // Язык и культура. – 2012. – № 1 (17). – С. 120-133.

10. Тихомиров, В. П. Смарт-образование как основная парадигма развития информационного общества / В. П. Тихомиров, Н. В. Днепровская // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2015. – Т. 11, № 1. – С. 9-13.

11. Шутикова, М. И. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики и информатики / М. И. Шутикова, А. Х. Дзамыхов, М. С. Соловьева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 11 (164). – С. 62-65.

12. Abdurazakov, M. Information and Communication Technologies as a Phenomenon and Its Impact on Goals and Quality of Education / M. Abdurazakov, T. Fomicheva, A. Dzamyhov, M. Dzamyhova, E. Tumbasova // Modern Information Technology and IT Education. Communications in Computer and Information Science / ed. by V. Sukhomlin, E. Zubareva. Springer, Cham, 2020. – Vol. 1201. – https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_5.

13. Burmaga, S. V. Communication Potential of Information Technologies in Global Educational / S. V. Burmaga // Space Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2015. – № 6. – P. 1144-1155.

14. Semenova, I. N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm / I. N. Semenova. – Yelm, WA, USA : Science Book Publishing House, 2014. – 156 p.

15. Soboleva, E. V. Didactic Potential of Using Mobile Technologies in the Development of Mathematical Thinking / E. V. Soboleva, S. E. Chirkina, O. A. Kalugina, M. Y. Shvetsov // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2020. – № 16 (5). – https://doi.org/10.29333/ejmste/118214.


Для цитирования:


Слепухин А.В., Семенова И.Н. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ УМЕНИЮ ВЫЯВЛЯТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ. Педагогическое образование в России. 2021;(1):61-69. https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-08

For citation:


Slepukhin A.V., Semenova I.N. METHODS OF LEARNING DETECTION OF THE DIDACTIC POTENTIAL OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR FORMATION AND DEVELOPMENT OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS (PROFESSIONAL COMPETENCIES) OF STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(1):61-69. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-08

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)