Preview

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ У БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-07

Полный текст:

Аннотация

Целью работы является описание педагогических приемов, позволяющих преподавать дисциплину «История изобразительных искусств» в русле практикоориентированного и компетентностного подходов. Применялись следующие методы исследования: монографический метод, историко-генетический метод, педагогический эксперимент. Прием «стиль – стилизация – стилизаторство» генетически связан с педагогическим наследием первых школ дизайна Баухауза и ВХУТУТЕМАСа, теоретическими работами А. Г. Габричевского и методикой пропедевтического курса А. Э. Коротковского. Сложность задания может варьироваться в зависимости от целей и задач, поставленных преподавателем, и способностей обучающегося. Прием развивает и позволяет определять уровень развития навыка анализа художественной формы (типовых, стилевых, жанровых составляющих формообразования вещи, материалов ее изготовления, уровня художественной эрудиции авторов), необходимого для профессиональной деятельности дизайнера в независимости от выбранной студентом специализации. Рассматриваемые в статье приемы «реверс к прототипу» и «стиль – стилизация – стилизаторство» были апробированы и показали свою эффективность как в условиях очного, очно-заочного, так и дистанционного обучения. 

Об авторе

Т. Е. Микова
Уральский государственный архитектурно-художественный университет
Россия


Список литературы

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / под ред. А. М. Кантор. – М. : Эллис Лак, 1997. – 736 с.

2. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН, Ин-т лингв. исслед. ; сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. – СПб. : Норинт, 1998. – 1534 с.

3. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1 / под ред. А. Г. Габричевского. – М. : Издательство «Астрель» ; Издательство «АСТ», 2001. – 560 с.

4. Габричевский, А. Г. Морфология искусства / А. Г. Габричевский. – М. : Аграф, 2002. – 864 с.

5. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата обращения: 28.08.2020). – Текст : электронный.

6. Коротковский, А. Э. Введение в архитектурно-композиционное моделирование : учебное пособие / А. Э. Коротковский. – М., 1975. – 294 с.

7. Ламцов, И. В. Элементы архитектурной композиции / И. В. Ламцов, А. М. Туркус. – 2 изд. – М. : Главная редакция строительной литературы, 1938. – 167 с.

8. Мастера советской архитектуры об архитектуре: Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов : в 2-х т. / под общ. ред. М. Бархина [и др.]. – М. : Искусство, 1975.

9. Микова, Т. Е. Компетенция формообразования в подготовке бакалавров-дизайнеров: понятие, компоненты, уровни / Т. Е. Микова, В. А. Чупина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2020 – Т. 12, № 3. – С. 21-28. – DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-3-21-28.

10. Ревзин, Г. И. Русская архитектура рубежа XX–XXI вв. / Г. И. Ревзин. – М. : Новое издательство, 2013. – 532 с.

11. Симакова, Ю. А. Дизайн-проектирование как герменевтическая практика / Ю. А. Симакова. – Текст : электронный // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2017. – № 4 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-proektirovanie-kak-germenevticheskaya-praktika (дата обращения: 04.01.2020).

12. Словарь русского языка : в 4-х т. / РАН, Ин-т лингв. исслед. ; под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М. : Рус. яз. ; Полиграфресурсы, 1999.

13. Чапаев, Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология / Н. К. Чапаев. – 2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та ; Кемерово : Изд-во Кемеровского гос. проф.-пед. колледжа, 2005. – 325 с. – URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/22280/1/5-8050-01772.pdf (дата обращения: 28.04.2020). – Текст : электронный.

14. Хан-Магомедов, С. О. Архитектура советского авангарда : в 2 кн. Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения / С. О. Хан-Магомедов. – М. : Стройиздат, 1996. – 709 с.

15. Хлебников, А. С. Методология формообразования в Баухаузе, ВХУТЕМАСе и ИНХУКе / А. С. Хлебников. – Текст : электронный // Вестник ТГУ. – 2008. – № 7. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodologiya-formoobrazovaniya-v-bauhauze-vhutemase-i-inhuke (дата обращения: 28.04.2020).


Для цитирования:


Микова Т.Е. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ У БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ. Педагогическое образование в России. 2021;(1):55-60. https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-07

For citation:


Mikova T.E. PEDAGOGICAL TECHNIQUES OF MORPHOGENESIS COMPETENCE DEVELOPMENT IN BACHELORS OF DESIGN. Pedagogical Education in Russia. 2021;(1):55-60. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-07

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)