Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА КИТАЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-06

Полный текст:

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что в Китае, как и в большинстве развитых стран, востребованы специалисты, обладающие гибкостью, подвижностью, способностью к быстрой адаптации, готовностью к саморазвитию и самореализации, то есть, они должны обладать профессиональной мобильностью. Примером таких личностей может служить ряд фигур в музыкальной культуре Китая: Лю Шикунь, Чжоу Гуанжень, У Цзуцзян и др., которые успешно сочетают в себе исполнительские, композиторские, педагогические, исследовательские, организаторские, общественные и другие ипостаси внутри своей профессии. Это определяет потребность в решении данной проблемы в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе. Цель статьи – обосновать необходимость формирования профессиональной мобильности студентов музыкальных вузов Китая и выявить возможности музыкально-композиционной деятельности в решении данной педагогической проблемы. Методологическая основа исследования: теоретические положения о ведущей роли деятельности как источнике развития личности (А. Н. Леонтьев и др.); концепции профессиональной мобильности и профессионально важных качеств специалиста (Л. В. Горюнова, Э. Ф. Зеер и др.); теоретические положения о сущности, содержании и педагогическом потенциале музыкально-композиционной деятельности (Б. Р. Иофис, Д. Н. Павлов). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ инструктивно-методических документов, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что авторами произведен анализ программ обучения по ряду направлений, связанных с музыкально-композиционной деятельностью, реализующихся в музыкальных вузах Китая. Делается вывод о том, что требования к выпускникам, содержащиеся в этих программах, включают подготовку студентов к работе по смежным специальностям и готовность к осуществлению разных видов профессиональной деятельности – музыкально-композиционной, педагогической, исследовательской, культурно-трансляционной и организаторской. Специалист должен обладать способностью легко переключаться с одного вида деятельности на другой, выполнять деятельность в смежной профессиональной сфере, то есть у него должна быть сформирована профессиональная мобильность. Авторами статьи раскрываются возможности музыкально-композиционной деятельности в формировании когнитивно-деятельностного, ценностно-мотивационного и адаптивно-регулятивного компонентов профессиональной мобильности будущих композиторов. 

Об авторах

Н. И. Кашина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ли. Хаймин
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ся. Цзюнвэй
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Амирова, Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Амирова Л. А. – Уфа : [б. и.], 2009. – 37 с.

2. Большой академический словарь русского языка. Т. 10 «Медяк» – «Мячик». – М. : Российская Академия Наук, 2008. – 571 с.

3. Бутова, И. А. Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже : автореф. дис. … канд. пед. наук / Бутова И. А. – Екатеринбург : [б. и.], 2011. – 23 с.

4. Горюнова, Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Горюнова Л. В. – Ростов-на-Дону, 2006. – 44 с.

5. Зеер, Э. Ф. Социально-профессиональная мобильность учащейся молодежи как фактор подготовки к динамическому профессиональному будущему / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2014. – № 8 (117). – С. 33-48.

6. Иофис, Б. Р. Сочинение музыки: содержание дефиниции как проблема музыкознания и педагогики музыкального образования / Б. Р. Иофис // Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. – 2013. – № 4. – С. 85-94.

7. Круглова, М. Г. Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного образования / М. Г. Круглова. – Текст : электронный // Universum: Психология и образование. – 2016. – № 8 (26). – URL: http://7universum.com/ru/psy/arhcive/item/3466.

8. Кучер, Н. Ю. Методика развития коммуникативной мобильности студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки / Н. Ю. Кучер // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. – С. 107.

9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

10. Луданова, Т. В. Исторический анализ универсальности содержания профессиональной подготовки учителя музыки как фактора формирования педагогической мобильности / Т. В. Луданова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2006. – Т. 12, № 12. – С. 197-200.

11. Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов [и др.]. – М. : Книжный дом, 2010. – 1312 с.

12. Павлов, Д. Н. Музыкально-композиционная деятельность как средство развития творческой самореализации студентов колледжа культуры : монография / Д. Н. Павлов, Н. И. Кашина. – Екатеринбург, 2019. – 110 с.

13. Румянцева, З. В. Художественно-педагогическая мобильность педагога-музыканта: сущность и структура / З. В. Румянцева // Искусство и образование. – 2009. – № 5 (61). – С. 96-103.

14. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. / П. А. Сорокин ; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. – М., 1992.

15. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / редактор-координатор: академик РАН Г. В. Осипов. – М. : Издательская группа «ИНФРА-М – НОРМА», 1998. – 488 с.

16. Сяньюй, Х. Система музыкального образования в Китае / Х. Сяньюй // Вестник СПбГУКИ. – 2012. – № 2 (11). – С. 155-159.

17. Толкачев, Ю. А. Универсальность личности (социально-философский аспект исследования) : дис. … канд. филос. наук / Толкачев Ю. А. – Свердловск, 1984. – 154 с.

18. Цинь, Ц. Лю Шикунь, Чжоу Гуанжень и У Цзуцзян: три лика современного музыкального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности) : автореф. дис. … канд. искусствоведения / Цинь Ц. – СПб. : [б. и.], 2013. – 25 с.

19. Konovalova, S. A. Application of smart education technologies on the disciplines of the music-theoretical cycle in musical college and university / S. A. Konovalova, N. I. Kashina, N. G. Tagiltseva, L. V. Matveeva, D. N. Pavlov // Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2020. – Vol. 188. – P. 255-262.

20. Tagiltseva, N. G. Digital technologies in the development of ensemble musical culture of string ensemble members / N. G. Tagiltseva, M. N. Kurlapov, J. Jia // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020). – 2020. – P. 57-61.


Для цитирования:


Кашина Н.И., Хаймин Л., Цзюнвэй С. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА КИТАЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Педагогическое образование в России. 2021;(1):48-54. https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-06

For citation:


Kashina N.I., HaiMing L., Junwei X. THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY AMONG STUDENTS OF THE CHINA’S MUSIC UNIVERSITY IN THE PROCESS OF LEARNING MUSICAL AND COMPOSITIONAL ACTIVITIES. Pedagogical Education in Russia. 2021;(1):48-54. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-06

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)