Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-05

Полный текст:

Аннотация

Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, связана с приоритетами государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Один из путей решения этой задачи – приобщение обучающихся к уникальным художественным традициям своего региона. Применительно к младшему школьному возрасту особенно продуктивно обращение к декоративно-прикладному творчеству, открывающему для детей широкие возможности самовыражения в процессе преобразования окружающей среды на основе национально-культурных традиций региона. Цель статьи – раскрыть возможности методов педагогики художественного образования для развития у младших школьников ценностного отношения к искусству уральского региона в условиях декоративно-прикладной творческой деятельности. Ориентиром в выборе данных методов стали результаты начальной диагностики, проведенной в 4 классе МАОУ Гимназия № 40 г. Екатеринбурга. Были отобраны в соответствии с возрастными возможностями обучающихся и применены на материале декоративно-прикладного искусства Урала следующие методы педагогики художественного образования: метод постоянства связи искусства с жизнью, применяемый для практического освоения школьниками особенностей декоративно-прикладного искусства народов Урала во взаимосвязи с изучением их быта и традиций; метод единства восприятия и созидания в художественной деятельности, способствующий освоению школьниками художественных особенностей и техники изготовления изделий декоративно-прикладного искусства при их воспроизведении в разных видах изобразительной деятельности; метод широких ассоциаций, направленный на установление сходных черт в традиционном искусстве народов Урала и способствующий формированию у школьников уважительного отношения к культурам разных народов, составляющих этническую карту Урала; метод поэтапных открытий, способствующий постепенному погружению школьников в сокровищницу декоративно-прикладного искусства Урала с освоением знаний об истории возникновения промыслов, связи их художественных особенностей со спецификой региона, менталитетом проживающих в нем народов и пр. В результате применения данных методов в работе с младшими школьниками активизировалось развитие у них ценностного отношения к искусству своего региона, что выразилось в расширении у них представлений о художественной культуре Урала, заинтересованности и личностной вовлеченности в освоение материала. Научная новизна состоит в раскрытии содержания названных методов для развития ценностного отношения у школьников к региональному искусству на примере декоративно-прикладного искусства Уральского региона. Практическая значимость материалов исследования состоит в разработке творческих заданий для младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала. В статье использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, анализ нормативно-правовых документов, обобщение педагогического опыта обращения к декоративно-прикладному творчеству в работе с младшими школьниками.

Об авторах

Н. Г. Куприна
Уральский государственный педагогический университет
Россия


А. А. Медведева
Уральский государственный экономический университет
Россия


Список литературы

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 24 с.

2. Зайнагов, А. Р. Воспитание у подрастающего поколения межнациональной толерантности на основе традиционной культуры народов Урала / А. Р. Зайнагов, Н. Г. Куприна // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. – 2009. – № 3 (60). – С. 96-106.

3. Каган, М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. – Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1972. – 440 с.

4. Калюжная, Е. Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал / Е. Г. Калюжная. – Текст : электронный // Человек в мире культуры. – 2015. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskaya-deyatelnost-ponyatie-strukturapedagogicheskiy-potentsial

5. Командышко, Е. Ф. Интеграция художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в развитии духовной культуры подрастающего поколения / Е. Ф. Командышко, Л. И. Седова // Художественно-эстетическое развитие в контексте национальных и региональных моделей образования : сб. науч. трудов по материалам ХVII Междун. науч.-практ. конф. «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития»: Юсовские чтения 31 октября 2016 г. / гл. ред. Л. Г. Савенкова. – М. : ИХОиК РАО, 2017. – С. 38-45.

6. Концептуальные основы модернизации предметной области «Искусство» в современном информационном обществе : монография / Е. М. Акишина, И. Э. Кашекова, И. М. Красильникова [и др.] ; под науч. ред. Е. М. Акишиной. – М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. – 232 с.

7. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации : проект. – М. : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. – 10 с.

8. Куприна, Н. Г. Концептуальные подходы к освоению младшими школьниками регионального искусства (на примере Уральского региона) / Н. Г. Куприна, А. А. Медведева. – Текст : электронный // Педагогика искусства. – 2020. – № 2. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ kuprina_medvedeva_151-158.pdf.

9. Куприна, Н. Г. Приобщение младших школьников к искусству Уральского региона во внеурочной деятельности / Н. Г. Куприна, А. А. Медведева // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 6. – С. 77-83.

10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Т. 1 / А. Н. Леонтьев / АПН СССР. – М. : Педагогика, 1983. – 304 с.

11. Максяшин, А. С. Традиция и ее место в современной художественной культуре / А. С. Максяшин // О проблемах сохранения и преемственности традиций народного искусства на Среднем Урале : сб. статей / Министерство культуры Свердловской области ; Центр традиционной народной культуры Среднего Урала ; сост., ред. М. М. Павлова. – Екатеринбург : Изд-во «УМЦ УПИ», 2012. – С. 84-92.

12. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Издательство МПСИ ; Воронеж : Издательство «НПО МОДЭК», 2003. – 400 с.

13. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : кн. для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский. – М. : Просвещение, 2012. – 240 с.

14. Огоновская, И. С. Исторический атлас Урала / И. С. Огоновская. – Екатеринбург : Сократ, 2006. – 64 с.

15. Холопова, В. Н. Музыкальные эмоции / В. Н. Холопова. – М. : Альтекс, 2012. – 348 с.


Для цитирования:


Куприна Н.Г., Медведева А.А. РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. Педагогическое образование в России. 2021;(1):41-47. https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-05

For citation:


Kuprina N.G., Medvedeva A.A. DEVELOPMENT OF VALUE ATTITUDE TO ART OF URAL REGION IN YOUNGER SCHOOLS IN DECORATIVE AND APPLIED CREATIVITY. Pedagogical Education in Russia. 2021;(1):41-47. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-05

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)