Preview

ОСОБЕННОСТИ АТРИБУЦИИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВИРТУАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ ПРИ ГАПТИЧЕСКОМ РАСПОЗНАВАНИИ

https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-03

Полный текст:

Аннотация

 В статье представлено экспериментальное исследование атрибуции физических свойств виртуальным объектам детьми дошкольного возраста. Авторы исходили из гипотезы о том, что дети опираются на известные им характеристики реальных физических объектов при восприятии виртуальных объектов. Авторский коллектив тщательно проанализировал идеи современных когнитивных психологов и когнитологов, исследующих проблему развития восприятия, межсенсорной интеграции и особенности перцептивных действий при распознавании виртуальных объектов. Анализируя исследования коллег, авторы придерживаются устойчивой методологической парадигмы, подчеркивая неразрывную связь визуального и гаптического восприятия в генезисе перцептивных действий. Авторы разработали экспериментальную методику исследования для подтверждения гипотезы о том, что дети дошкольного возраста воспринимают виртуальные объемные объекты как трехмерные при осуществлении действий с ними на экране планшетного компьютера. В исследовании принимали участие 117 детей (3–6 лет) из Свердловской и Курганской областей. Средний возраст – 4 года 7 месяцев (SD=0,57). Респонденты были разделены на 5 групп по способам распознавания: визуальное восприятие реального объекта; визуально-гаптическое восприятие; визуальное распознавание объекта по фотографии; распознавание виртуального объекта на тачскрин устройстве; гаптическое восприятие – идентификация тактильно экспонируемого объекта в гаптической модальности. Полученные результаты согласуются с представлением об оптимальной интеграции визуальной и гаптической информации при восприятии размера и формы трехмерных объектов путем придания большего веса визуальной информации как более надежной. Отсутствие возможности действия с изображением на экране компьютера значимо увеличивает количество ошибок, связанных с распознаванием виртуального объемного объекта как трехмерного. 

Об авторах

Ю. Е. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Е. В. Коротаева Евгения
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. Г. Крылова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : кн. для воспитателя дет. Сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991.

2. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 2. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1986.

3. Коротаева, Е. В. Анализ содержания контекста исследований использования гаджетов с технологией тачскрин детьми дошкольного возраста / Е. В. Коротаева // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 5. – С. 49-54. – DOI: 10.26170/po20-05-05.

4. Мамайчук, И. И. Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей с расстройством аутистического спектра на модели изучения гаптического и зрительного восприятия / И. И. Мамайчук, М. Б. Ульд Семета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2020. – Т. 10, № 3. – С. 261-273.

5. Режабек, Е. Я. Когнитивная культурология / Е. Я. Режабек, А. А. Филатова. – СПб. : Алетейя, 2010. – 316 с.

6. Bushnell, E. W. Infants’ detection of visual-tactual discrepancies: asymmetries that indicate a directive role of visual information / E. W. Bushnell, N. Weinberger // Journal of Experimental Psychology-Human Perception and Performance. – 1987. – Vol. 13 (4). – Р. 601-608. – DOI: 10.1037//0096-1523.13.4.601.

7. Helbig, H. B. Optimal integration of shape information from vision and touch / H. B. Helbig, M. O. Ernst // Experimental Brain Research. – 2007. – Vol. 179 (4). – Р. 595-606.

8. Keyson, D. V. Estimation of virtually perceived length / D. V. Keyson // Presence: teleoperators and virtual environments. – 2000. – Vol. 9 (4). – Р. 394-398.

9. Kirsch, W. On the Origin of Body-Related Influences on Visual Perception / W. Kirsch, O. Herbort, B. Ullrich, et al. // Journal of Experimental Psychology-Human Perception and Performance. – 2017. – Vol. 43 (6). – Р. 1222-1237.

10. Lohmann, J. Lost in space: multisensory conflict yields adaptation in spatial representations across frames of reference / J. Lohmann, M. V. Butz // Cognitive Processing. – 2017. – Vol. 18 (3). – Р. 211-228.

11. Loomis, J. M. Similarity of tactual and visual picture recognition with limited field of view / J. M. Loomis, R. L. Klatzky, S. J. Lederman // Perception. – 1991. – Vol. 20 (2). – Р. 167-177.

12. Ludden, G. D. S. Beyond surprise: A longitudinal study on the experience of visual – tactual incongruities in products / G. D. S. Ludden, H. N. J. Schifferstein, P. Hekkert // International Journal of Design. – 2012. – Vol. 6 (1). – Р. 1-10. – doi.org/10.2190/EM.27.1.d.

13. Medeiros, D. Perceiving Depth: Optical versus Video See-through / D. Medeiros, M. Sousa, D. Mendes, et al. // Proceedings of the 22Nd ACM Conference on Virtual Reality Software and Technology (VRST 2016). – Munich, Germany, 2016. – Р. 237-240. – DOI: 10.1145/2993369.2993388.

14. Pedram, S. A. Torque Contribution to Haptic Rendering of Virtual Textures / S. A. Pedram, R. L. Klatzky, P. Berkelman // IEEE Transactions on haptics. – 2017. – Vol. 10. – Р. 567-579.

15. Schorr, S. B. Fingertip Tactile Devices for Virtual Object Manipulation and Exploration. / S. B. Schorr, A. M. Okamura // Proceedings of the 2017 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI ’17). Association for Computing Machinery. – New York, NY, USA, 2017. – Р. 3115-3119. – DOI: https://doi.org/10.1145/3025453.3025744.

16. Stamer, M. Investigating the Benefits of Haptic Feedback During In-Car Interactions in Virtual Reality / M. Stamer, J. Michaels, J. Tümler // HCI in Mobility, Transport, and Automotive Systems. Automated Driving and In-Vehicle Experience Design. HCII 2020. Lecture Notes in Computer Science / ed. by H. Krömker. – 2020. – Vol. 1. – Р. 22-32. – https://doi.org/10.1007/978-3-030-50523-3_29.

17. Stein, B. E. The new handbook of multisensory processing / B. E. Stein. – MIT Press, 2012.

18. van Polanen, V. Visual delay affects force scaling and weight perception during object lifting in virtual reality / V. van Polanen, R. Tibold, A. Nuruki, et al. // Journal of neurophysiology. – 2019. – Vol. 121 (4). – Р. 1398-1409.

19. Watson, D. M. Distinct mechanisms govern recalibration to audio-visual discrepancies in remote and recent history / D. M. Watson, M. A. Akeroyd, N. W. Roach, B. S. Webb // Scientific Reports. – 2019. – Vol. 9 (1). – Р. 85-93.

20. Wu, B., Klatzky R.L. A recursive Bayesian updating model of haptic stiffness perception / B. Wu, R. L. Klatzky // Journal of Experimental Psychology-Human Perception and Performance. – 2018. – Vol. 44 (6). – Р. 941-952. – DOI: 10.1037/xhp0000501.


Для цитирования:


Водяха Ю.Е., Коротаева Евгения Е.В., Крылова С.Г. ОСОБЕННОСТИ АТРИБУЦИИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВИРТУАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ ПРИ ГАПТИЧЕСКОМ РАСПОЗНАВАНИИ. Педагогическое образование в России. 2021;(1):26-32. https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-03

For citation:


Vodyakha Y.E., Korotaeva E.V., Krylova S.G. FEATURES OF PRESCHOOLERS ATTRIBUTION PHYSICAL PROPERTIES OF VIRTUAL OBJECTS AT HAPTIC RECOGNITION. Pedagogical Education in Russia. 2021;(1):26-32. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-03

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)