Preview

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-02

Полный текст:

Аннотация

 В настоящее время в профессиональной педагогике утверждается новая парадигма – персонализированное образование. Ее становление обусловлено социально-профессиональными изменениями постиндустриального общества. Ответом на его вызовы стала модернизация образования, целевой ориентацией которого является самостоятельное проектирование обучающимися содержания своего обучения, определение технологии учебно-познавательной деятельности, прогнозирование индивидуальных траекторий своего становления. Персонализированное образование относится к развивающим моделям обучения, научно обоснованным отечественными психологами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным. Практическая реализация их теоретических положений получила развитие в исследованиях Н. А. Менчинской, И. С. Якиманской, Е. В. Бондаревской и др. Отличие персонализированного обучения от развивающего заключается в усилении мотивационной составляющей, умножении учебно-познавательных способностей на основе самодетерминации, саморегуляции и самоактуализации. Важное значение придается самостоятельности в проектировании содержания обучения и реализации себя в практико-ориентированном обучении. Главный тренд этого образования – развитие личности, а не формирование знаний и умений (А. Г. Асмолов). Теоретическую основу персонализированного образования составляет субъектный подход, консолидирующий индивидуализацию и дифференциацию обучения.  Цель статьи – обосновать научно-образовательную значимость инновационной парадигмы персонализированного обучения, раскрыть его тематическое ядро: развитие личности в процессе самостоятельного проектирования и реализации себя в практико-ориентированной деятельности. Методология исследования. Методологическим основанием проектирования персонализированного образования выступила теория персонализации В. А. Петровского, в которой обучающиеся представлены как субъекты развития и состоятельности. Психологическими предикторами этой теоретической установки выступили следующие характеристики субъекта учебно-познавательной деятельности: самоопределение, самоактуализация и самореализация. Ведущими методами исследования являются теоретико-методологический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения и логического обобщения психолого-педагогической литературы, а также конкретизации и обобщения мыследеятельности авторов. Панорама исследования определялась в соответствии с методологическими подходами и принципами профессиологии личности.  Практическая значимость. Внедрение персонализированного образования уже широко осуществляется в общеобразовательных школах, в профессиональном же образовании пока эти технологии не получили практического применения. Во многом этот недостаток объясняется сложностью устройств, позволяющих имитировать высокотехнологическое производство. Но виртуальные мастерские уже используются в опытно-экспериментальных центрах подготовки высококвалифицированных кадров

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Э. Э. Сыманюк Эвальдовна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Алексеев, Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. – Тюмень, 1997.

2. Асмолов, А. Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. – 2017. – № 4. – С. 3-36.

3. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии в педагогическом образовании: анализ состояния и перспективы развития / Н. В. Бордовская, Е. А. Кошкина // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. – М. ; Ростов-на-Дону ; Таганрог : Изд-во Южного федерального университета, 2020. – С. 359.

4. Ермаков, Д. С. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / Д. С. Ермаков, П. Н. Кириллов, Н. И. Корякина [и др.] ; под ред. Е. И. Казаковой. – М., 2020. – 44 с.

5. Зеер, Э. Ф. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 74-82.

6. Конанчук, Д. С. EdTech: новая технологическая платформа в образовании / Д. С. Конанчук // Университетское образования: практика и анализ. – 2013. – № 5 (87). – С. 65-73.

7. Петровский, В. А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности / В. А. Петровский // Мир психологии. – 2009. – № 1. – С. 41.

8. Сериков, В. В. К созданию теории личностно-развивающего образования: поиск методологических основ / В. В. Сериков // Педагогическая наука и ее методология в контексте современности / под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. – М., 2001.

9. Солдатова, Г. У. Цифровое поколение России; компетентность и безопасность / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказов. – М. : Смысл, 2017. – 375 с.


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Сыманюк Эвальдовна Э.Э. ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Педагогическое образование в России. 2021;(1):17-25. https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-02

For citation:


Zeer E.F., Symaniuk E.E. THEORETICAL AND APPLIED FOUNDATIONS OF PERSONALIZED EDUCATION: DEVELOPMENT PROSPECTS. Pedagogical Education in Russia. 2021;(1):17-25. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717-2021-01-02

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)