Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

https://doi.org/10.26170/po20-06-27

Полный текст:

Аннотация

Современный этап развития российского общества характеризуется актуализацией идей гуманизма, равноправия, толерантности, что, в свою очередь, является условием внедрения инклюзии в различные сферы общественной жизни. Однако анализ научной литературы и социальной практики позволяет говорить, что, несмотря на распространение идей инклюзии, единства по поводу понимания ее сущности, содержания, границ, условий и методов реализации нет ни среди ученых, ни среди практиков. В силу этого возникает необходимость обоснования методологических подходов к внедрению инклюзии, в частности в отношении людей с инвалидностью. Традиционным для нашей страны являлся нормативный подход социальной помощи и поддержки людям с инвалидностью, который предполагал оказание им медицинской помощи, экономической поддержки, помещения в стационарные учреждения (изоляционистский характер социально - педагогической деятельности). Фактически, формально оставаясь гражданами, люди с инвалидностью в реальности оставались лишенными большинства своих гражданских прав. Инклюзия предполагает максимальное, в соответствии с возможностями здоровья, включение данной категории граждан в общественную жизнь. Реализовать это возможно при условии организации и реализации процесса сопровождаемого проживания. Данная идея социальной поддержки людей с инвалидностью для нашей страны является новой, поэтому требует детальной разработки методологических оснований ее реализации. На данный момент разработка и апробация указанной модели осуществляется в рамках проекта «Социополис» некоммерческой организацией «Благое дело» совместно с экспертной группой преподавателей кафедры педагогики и педагогической компаративистики Уральского государственного педагогического университета. В качестве методологических оснований для модели сопровождаемого проживания были выбраны две группы подходов: теоретические (антропоцентрический, феноменологический, гуманистический) и технологические (системно - деятельностный, личностно - ориентированный и триальный методы). Названные подходы описываются в данной статье, раскрывается связь между ними, обосновывается полипарадигмальный характер методологии инклюзивной деятельности.

Об авторах

Т. С. Дорохова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. Н. Галагузова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


П. Хольм
Институт социальной терапии - Ассоциация лечебной педагогики и социальной терапии стран Северной Европы
Россия


Список литературы

1. Богуславский, М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии / М. В. Богуславский. - М. : ФГНУ ИТИП РАО ; Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с.

2. Богуславский, М. В. Полипарадигмальный подход в контексте определения понятия «социальное воспитание» / М. В. Богуславский, Т. С. Дорохова // Понятийный аппарат педагогики и образования : коллективная монография / отв. ред. М. А. Галагузова, В. М. Полонский. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - Вып. 11. - С. 136-143.

3. Галагузова, М. А. Интегративно-дифференцированная профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект : монография / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 254 с.

4. Галагузова, Ю. Н. Профессиональная подготовка педагогов в контексте аксиологического подхода / Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 6. - С. 129-133.

5. Дорохова, Т. С. Полипарадигмальный подход в социальной педагогике XX - начала XXI вв. / Т. С. Дорохова, Х. П. Хольм, В. И. Симакова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2018. - Т. 12, № 3. - С. 45-50.

6. Дунганова, Д. Э. О месте понятия «инклюзивное взаимодействие» в социально-гуманитарных науках / Д. Э. Дунганова, Ю. Н. Галагузова // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. М. А. Галагузова. - Екатеринбург : [б. и.], 2020. - Вып. 12. - С. 366-376.

7. Ершов, В. Л. Философские основы аксиологического подхода в образовании / В. Л. Ершов // Вестник СВФУ. - 2011. - Т. 8, № 3. - С. 108.

8. Закон «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://zakonobobrazovanii.ru/ (дата обращения: 07.11.2020).

9. Коршунова, Н. Л. Понятие методологии педагогики: к уточнению определения / Н. Л. Коршунова // Методология педагогики: понятийный аспект : монографический сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - М. : Издательский центр АНОО «ИЭТ», 2014. - Вып. 1. - С. 8-19.

10. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. - М. : Академия, 2005. - 256 с.

11. Назарова, Н. М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия : монография / Н. М. Назарова. - М. : Перо, 2018. - 240 с.

12. Симакова, В. И. Возможности триального метода в социокультурной инклюзии людей с инвалидностью / В. И. Симакова // Социокультурная инклюзия: теория, практика, искусство : сб. науч. тр. Междунар. круглого стола «Арт-терапевтические технологии как инструмент инклюзии» (Верх-Нейвинский, 4-5 июня 2019 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург : [б. м.], 2019. - С. 7-10.

13. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект : монография / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : Издательский дом «Ажур», 2015. - 224 с.

14. Токарева, С. И. Доступный формат создаем вместе / С. И. Токарева, Ю. И. Токарева // Социокультурная инклюзия : сборник социальных проектов преподавателей, студентов, сотрудников государственных и некоммерческих организаций, инициативных групп : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург : [б. м.], 2020. - С. 6-12.

15. Токарева, С. И. Соединение когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов как базовое условие обучения инклюзивному взаимодействию / С. И. Токарева, Ю. И. Токарева // Социокультурная инклюзия: теория, практика, искусство : сб. науч. тр. Междунар. круглого стола «Арт-терапевтические технологии как инструмент инклюзии» (Верх-Нейвинский, 4-5 июня 2019 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург : [б. м.], 2019. - С. 23-27.

16. Хольм, П. Триединая природа человека с антропологической точки зрения / П. Хольм // Социокультурная инклюзия: теория, практика, искусство : сб. науч. тр. Междунар. круглого стола «Арт-терапевтические технологии как инструмент инклюзии» (Верх-Нейвинский, 4-5 июня 2019 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург : [б. м.], 2019. - С. 7-10.


Для цитирования:


Дорохова Т.С., Галагузова Ю.Н., Хольм П. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Педагогическое образование в России. 2020;(6):230-235. https://doi.org/10.26170/po20-06-27

For citation:


Dorokhova T.S., Galaguzova Yu.N., Holm P. METHODOLOGICAL BASES FOR THE IMPLEMENTATION OF ASSISTED LIVING OF PERSONS WITH DISABILITIES. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):230-235. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-27

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)