Preview

ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА

Полный текст:

Аннотация

Стремительный рост социокультурных инноваций, развитие информационно-коммуникационных технологий и цифровых видов искусств предопределили появление новых направлений художественного образования и обусловили необходимость поиска путей и способов его инновационного развития, что обозначено в психолого-педагогических исследованиях и нормативных документах. Ввиду этого одной из актуальных задач современного художественно-педагогического образования является повышение качества профессиональной подготовки педагогических кадров в соответствии с потребностями рынка труда и современными требованиями заказчиков образовательных услуг. Вместе с тем анализ проведенных социологических исследований показал отсутствие у большей части руководителей образовательных учреждений ориентиров в современных тенденциях становления отечественной системы художественного образования, представления ее специфических особенностей в определенной временной перспективе и ретроспективе. Целью представленных в статье материалов является выявление и анализ специфических характеристик инновационного пространства художественно-педагогического образования, которые являются основанием для разработки стратегии инновационного развития учреждений художественного образования в современных условиях. Методы исследования - анализ литературы, обобщение инновационного педагогического опыта, анкетирование руководителей учреждений дополнительного художественного образования, анализ результатов диагностики. На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований последних лет автор дает уточненную дефиницию понятия «пространство художественно-педагогического образования», выделяя его специфические характеристики: художественный синергизм, поликультурность, диверсификационная конфигуративность, синтез традиций и инноваций, непрерывность и структурная преемственность обучения, индивидуализация, социально-деятельностная составляющая, синтез художественного образования и художественного творчества, информатизация. На основании этого автор обосновывает три этапа инновационной деятельности в художественном образовании: инициирование инновации; моделирование инновационных процессов и трансформация содержания художественного образования. Результаты, полученные в ходе проведения исследования, могут послужить основанием для разработки новых и традиционных профилей художественно-педагогического образования, проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в учреждениях системы непрерывного художественного образования.

Об авторе

Н. Ю. Перевышина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Библер В. С. Школа диалога культур. Идеи, опыт, перспективы : сборник статей / под общ. ред. и с предисл. В. С. Библера. - Кемерово : АЛЕФ, 1993. - 414 с.

2. Врублевская Е. Н., Перевышина Н. Ю. Управление инновационной проектной деятельностью детской школы искусств // Общее и профессиональное образование XXI века (проблемы, стратегии, содержание). - Екатеринбург, 2011. - С. 9-15.

3. Григорьева И. В. Интерпретация понятия «медиаобразовательное пространство»: к проблеме систематизации научной терминологии // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 315. - С. 198-201.

4. Иванов С. П. Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта : дис.. д-ра псих. наук. - М., 2002. - 469 с.

5. Лопаткова И. В. Художественное поле самоактуализации и коммуникации как фактор становления идентичности. - Сергиев Посад : СПГИ, 2008. - 160 с.

6. Маланов И. А. Развитие регионального образовательного пространства в контексте цивилизационного подхода : дис.. д-ра пед. наук. - Улан-Удэ, 2012. - 418 с.

7. Никитина И. П. Пространство мира и пространство искусства. - М. : РГГУ, 2001. - 415 с.

8. Окуненко Л. А., Тагильцева Н. Г. Организация творческого сотрудничества: детский сад-школа-вуз в области художественного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 70-75.

9. Пичугина Л. Н. Культурно-образовательное пространство школы: теоретические аспекты развития в современных условиях // Казанская наука. - 2016. - № 9. - С. 97-100.

10. Перевышина Н. Ю. Инновации в художественном образовании: стратегия и тактика внедрения // Педагогика искусства: история, теория и практика : сборник науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - С. 10-19.

11. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в организации процесса обучения учителей музыки в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 147-152.

12. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 91-94.

13. Чекунова Е. А. Формирование образовательного пространства современной школы в контексте социокультурных и педагогических инноваций : автореф. дис.. д-ра пед. наук. - Ставрополь, 2012. - 47 с.

14. Шендрик И. Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование : монография. - М. : АПКиПРО, 2003. - 154 с.

15. Шишлянникова Н. П. Полихудожественная подготовка будущего педагога-музыканта к работе в школе // Вестник Полоцкого гос. ун-та. - Серия Е : Педагогические науки. - 2013. - № 15. - С. 21-26.

16. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» : избр. тр. по истории, теории и психологии художеств. воспитания детей / Ин-т художеств. образования, Рос. акад. образования. - М. : Спутник+, 2004. - 252 с.


Для цитирования:


Перевышина Н.Ю. ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА. Педагогическое образование в России. 2018;(3):13-19.

For citation:


Perevyshina N.Yu. THE SPHERE OF ART AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(3):13-19. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)