Preview

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УРБАНИЗАЦИИ, К БУЛЛИНГУ

https://doi.org/10.26170/po20-06-21

Полный текст:

Аннотация

Исследование буллинга в российской школьной среде проведено в рамках двух методологических подходов: символического интеракционизма, а также психологии и социологии девиантности. Сбор эмпирического материала пилотажного исследования проходил путем применения психолого - педагогической методики «Опросник риска буллинга» (А. А. Бочавер и др.) среди 247 старшеклассников Свердловской области (ноябрь - декабрь 2019). Полученные результаты позволяют подготовить почву для проведения более масштабного социологического исследования проявления буллинга среди старших школьников, выявить гендерные различия в проявлениях буллинга, установить взаимосвязь величины населенного пункта и распространения буллинга. Данные исследования послужили основанием и мотивацией к разработке профилактических мероприятий, направленных на улучшение деятельности образовательных организаций в работе с проявлениями буллинга.

Об авторах

И. Д. Белеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Т. А. Заглодина
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Л. Э. Панкратова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Н. Б. Титова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Аверьянов, А. И. Буллинг как вызов современной школе / А. И. Аверьянов. - Текст : электронный // Сборник научных трудов sworld. - Иваново : Изд-во «Научный мир», 2013. - С. 45-50. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18989739 (дата обращения: 20.07.2020).

2. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании : монография / И. А. Баева. - СПб. : Изд-во «Союз», 2002. - 272 с.

3. Бочавер, А. А. Опросник риска буллинга (ОРБ) / А. А. Бочавер, В. Б. Кузнецова, Е. М. Бианки [и др.] // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С. 146-157.

4. Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и социальный феномен / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3. - С. 149-159.

5. Ваасдорп, Т. Э. Десятилетние тенденции в издевательствах и связанных с ними отношениях у детей от 4 до 12 лет / Т. Э. Ваасдорп, Э. Т. Пас, Б. Заболоцкий [и др.]. - Текст : электронный // Педиатрия. - 2017. - № 139 (6). - DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2016-2615. - URL: www.pediatrics.org/cgi/doi/10.1542/ peds.2016-2615 (дата обращения: 20.07.2020).

6. Волкова, Е. Н. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы / Е. Н. Волкова, А. В. Гришина. - Текст : электронный // Психологическая наука и образование. - М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2013. - С. 19-27. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21593375 (дата обращения: 20.07.2020).

7. Ениколопов, С. Н. Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) / С. Н. Ениколопов. - Текст : электронный // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». - М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2010. - URL: https://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36278_ full.shtml (дата обращения: 20.07.2020).

8. Кутявина, Е. Е. Проблема насилия в школе глазами учителей / Е. Е. Кутявина, А. В. Курамшев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2013. - № 4 (32). - С. 45-50.

9. Наджам, Х. Влияние издевательств на поведение учащихся / Х. Наджам, С. Кашиф. - Текст : электронный // Журнал исследований и развития медицинского образования. - 2018. - DOI: 10.4172/2380-5439.1000261. - URL https://www.omicsonline.org/open-access/impact-of-bullying-on-students8217-behavioral-engagement-2380-5439-1000261-102544.html (дата обращения: 20.07.2020).

10. Шалагинова, К. С. Учет половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга при планировании работы психолога по его профилактике / К. С. Шалагинова, Т. И. Куликова, С. А. Залыгаева. - Текст : электронный // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2019. - С. 91-104. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40381769 (дата обращения: 20.07.2020).

11. Hymel, S. Four decades of research on school bullying: An introduction / S. Hymel, S. M. Swearer. - Text : electronic // American Psychologist. - 2015. № 70 (4). - P. 293-299. - DOI: https://doi.org/10.1037/a0038928. - URL: http://dx.doi.org/10.1037/a0038928) (mode of access: 20.07.2020).


Для цитирования:


Белеева И.Д., Заглодина Т.А., Панкратова Л.Э., Титова Н.Б. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УРБАНИЗАЦИИ, К БУЛЛИНГУ. Педагогическое образование в России. 2020;(6):188-194. https://doi.org/10.26170/po20-06-21

For citation:


Beleeva I.D., Zaglodina T.A., Pankratova L.E., Titova N.B. COMPARATIVE ANALYSIS OF ADOLESCENCES, LIVING IN AREAS WITH DIFFERENT LEVELS OF URBANIZATION, TO BULLING. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):188-194. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-21

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)