Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.26170/po20-06-20

Полный текст:

Аннотация

Цифровизация различных сторон производственной и общественной деятельности, проблема повышения ответственности производителей за результаты наукоемких продуктов, широкое внедрение конвергентных технологий актуализируют проблемы трансдисциплинарности и трансдисциплинарного образования. Цель настоящей статьи состоит в проектировании системы трансдисциплинарного образования будущих педагогов в вузе, направленной на формирование трансдисциплинарной личности. Методология и методы исследования. При проектировании системы трансдисциплинарного образования будущих педагогов в вузе применялись взаимодополняющие методологии гуманистического, трансдисциплинарного, системного, синергетического, компетентностного, личностного, деятельностного, средового и технологического подходов. Результаты исследования. Разработана система трансдисциплинарного образования будущих педагогов дошкольного образования, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, имеющих общую цель и самостоятельные функции; она носит целостный и обобщенный характер. Факторный компонент системы является относительно независимым, т. е. он лишь частично может быть изменен исследователем (в части принципов трансдисциплинарного образования), но данный компонент оказывает влияние на другие компоненты системы и обеспечивает связь системы с внешней средой. Методологический компонент служит основой для проектирования других компонентов, определяя исходные методологические установки исследователя, логику движения его мысли в целом. Целевой компонент выполняет роль системообразующего, он определяет содержание процессуального, содержательного, технологического компонентов. Оценочно - коррекционный компонент задает системе трансдисциплинарного образования будущих педагогов дошкольного образования причинную цикличность, позволяя своевременно оценивать характер и проектировать направления корректирующих действий в отношении иных компонентов системы, определять ее эффективность в целом. Научная новизна результатов определяется новизной постановки проблемы исследования, а также отсутствием системных исследований и разработок в сфере трансдисциплинарного образования будущих педагогов как в зарубежной, так и в отечественной науке. Практическая и теоретическая значимость результатов. Система обеспечивает учет социального заказа на трансдициплинарное образование, согласованность теоретических положений и практики реализации, целостный подход к формированию компетенций, возможность коррекции результатов.

Об авторе

О. В. Крежевских
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Берталанфи, Л. фон. История и статус общей теории систем / Л. фон Берталанфи // Системные исследования : ежегодник. - М., 1973. - С. 20-36.

2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М. : Наука, 1973. - 270 с.

4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 208 с.

5. Каргин, Н. Н. Философско-методологические аспекты теории систем и системного анализа : дис. … д-ра филос. наук / Каргин Н. Н. - М., 2009. - 273 с.

6. Киященко, Л. П. Философия трансдисциплинарности / Л. П. Киященко, В. И. Моисеев. - М. : ИФ РАН, 2009. - 205 с.

7. Колесникова, И. А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования / И. А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - Вып. 4. - С. 14-36.

8. Кочетов, А. И. Педагогическое исследование : учеб. пособие для аспирантов, студентов-дипломников и учителей / А. И. Кочетов. - Рязань : Рязанский гос. пед. ин-т, 1971. - 177 с.

9. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1989. - 166 с.

10. Куперин, Ю. А. Теория сложных систем и междисциплинарные исследования / Ю. А. Куперин. - Текст : электронный // Экономический и научно-технический интернет-журнал. - URL: http://novainfo.ru.

11. Ловцов, Д. А. Системный анализ : учебное пособие. Ч. 1. Теоретические основы / Д. А. Ловцов ; Российский государственный университет правосудия. - М. : Российский государственный университет правосудия (РГУП), 2018. - 224 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560886 (дата обращения: 19.05.2020). - Текст : электронный.

12. Зеер, Э. Ф. Моделирование социально-гуманитарной образовательной платформы развития транспрофессионализма у субъектов полидисциплинарных проектов / Э. Ф. Зеер, О. В. Крежевских // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 7. - С. 90-108.

13. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-науч. фонд ; научно-ред. совет: В. С. Степин, В. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин [и др.]. - М. : Мысль, 2010. - Т. 2. - 634 c.

14. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2020. - 246 с. - (Высшее образование). - URL: https://urait.ru/bcode/449859 (дата обращения: 30.05.2020). - Текст : электронный.

15. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

16. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. И. Пидкасистый ; под ред. П. И. Пидкасистого. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2018. - 408 с. - URL: https://urait.ru/bcode/413981. - Текст : электронный.

17. Подласый, И. П. Педагогика : учебник для бакалавров / И. П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Юрайт», 2012. - 574 с. - URL: https://urait.ru/bcode/361824. - Текст : электронный.

18. Пястолов, С. М. Генезис и перспективы трансдисциплинарности / С. М. Пястолов. - Текст : электронный // Пространство экономики. - 2016. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-i-perspektivy-transdistsiplinarnosti (дата обращения: 18.02.2020).

19. Садовский, В. Н. Проблемы философского обоснования системных исследований / В. Н. Садовский // Системные исследования: Методологические проблемы. - М. : Наука, 1984. - С. 32-51.

20. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.

21. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7 изд. перераб. и доп. - M. : Республика, 2001. - 719 c.

22. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

23. Apostel, L. Interdisciplinary. Problems of teaching and research in universities / L. Apostel ; Centre for Educational Research and Innovation ; Organisation for Economic Cooperation and Development. - Paris : OECD, 1972. - 321 p.

24. Augsburg, T. Becoming transdisciplinary: The emergence of the transdisciplinary individual / T. Augsburg. - Text : electronic // World Futures. - 2014. - Vol. 70, is. 3-4. - P. 233-247.·- URL: https://www.researchgate.net/publication/265173163_Becoming_Transdisciplinary_The_Emergence_of_the_Transdisciplinary_Individual (mode of access: 14.03.2020).

25. Gerardo, del Cerro Santamaría. Transdisciplinary technological futures: An ethnographic research dialogue between social scientists and engineers / Cerro Santamaría del Gerardo // Technology in Society. - 2015. - № 40. - P. 53-63.

26. Ciesielski, T. H. Transdisciplinary approaches enhance the production of translational knowledge / T. H. Ciesielski, M. C. Aldrich, C. J. Marsit, et al. // Translational Research. - 2017. - Vol. 182. - P. 123-134.

27. Crowston, K. Perceived discontinuities and continuities in transdisciplinary scientific working groups / K. Crowston, A. Sprecht, C. Hoover, et al. // Science of The Total Environment. - 2015. - Vol. 534. - P. 159-172.

28. Flogie, A. Transdisciplinary approach of science, technology, engineering and mathematics education / A. Flogie, B. Abersek // Journal of Baltic Science Education. - 2015. - Vol. 14. - P. 779-790.

29. Hammer, M. Enhancing transdisciplinary dialogue in curricula development / M. Hammer, T. Söderqvist // Ecological Economics. - 2001. - Vol. 38, is. 1. - P. 1-5.

30. Hoffmann, S. Exploring transdisciplinary integration within a large research program: Empirical lessons from four thematic synthesis processes / S. Hoffmann, C. Pohl, J. G. Hering // Research Policy. - 2017. - Vol. 46, is. 3. - P. 678-692.

31. Lally, R. M. Application of a novel transdisciplinary communication technique to develop an Internet-based psychoeducational program: CaringGuidance™ After Breast Cancer Diagnosis / R. M. Lally, P. McNees, K. Meneses // Applied Nursing Research. - 2015. - Vol. 28, is. 1. - P. 7-11.

32. Nash, J. M. Transdisciplinary training: Key components and prerequisites for success / J. M. Nash // American Journal of Preventive Medicine. - 2008. - Vol. 35, is. 2. - P. 133-140.

33. Popescu, G. Who is the transdisciplinary educator? / G. Popescu, A. Stan // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 203. - P. 95-101.

34. Schmidt, L. The objectives of stakeholder involvement in transdisciplinary research. A conceptual framework for a reflective and reflexive practice / L. Schmidt, T. Falk, M. Siegmund-Schultze, et al. // Ecological Economics. - 2020. - Vol. 176.

35. Sharunova, A. Transdisciplinary design education for engineering undergraduates: Mapping of Bloom’s taxonomy cognitive domain across design stages / A. Sharunova, M. Butt, A. Q. Qureshi // Procedia CIRP. - 2018. - Vol. 70. - P. 313-318.

36. Tasdemir, C. Integrating sustainability into higher education curriculum through a transdisciplinary perspective / C. Tasdemir, R. Gazo // Journal of Cleaner Production. - 2020. - Vol. 265.

37. Voss, K.-C. Review essay of Basarab Nicolescu’s Manifesto of transdisciplinarity / K.-C. Voss. - URL: http://www.esoteric.msu.edu/Reviews/NicolescuReview.htm (mode of access: 01.12.2020). - Text : electronic.

38. Mittelstrass, J. On transdisciplinarity / J. Mittelstrass // TRAMES. - 2011. - № 15 (65/60), is. 4. - P. 329-338.


Для цитирования:


Крежевских О.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ. Педагогическое образование в России. 2020;(6):174-187. https://doi.org/10.26170/po20-06-20

For citation:


Krezhevskikh O.V. DESIGNING A TRANSCIPLINARY EDUCATION SYSTEM FOR FUTURE TEACHERS AT THE UNIVERSITY. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):174-187. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-20

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)