Preview

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/10.26170/po20-06-19

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждается проблема подготовки студентов педагогических вузов к разработке учебных объектов и инструментов цифровой образовательной среды. Обоснована необходимость организации творческой проектной деятельности обучающихся по наполнению контента данной среды и формирования у них соответствующих умений. Рассматривается технология продуктивного обучения как одна из наиболее результативных технологий организации учебного процесса, которая может быть использована для решения этой задачи. Дана характеристика продуктивного обучения и основных этапов его становления как педагогической системы. Раскрыты основы методологии обучения данного типа. Вместе с тем ставится задача уточнения его методологического базиса. В статье доказывается, что методология продуктивного обучения включает более широкий комплекс педагогических концепций и подходов. Сложный интегральный характер методологии продуктивного обучения свидетельствует о его высоком образовательном потенциале. Осмысление данной методологии во всей ее полноте позволит впоследствии уточнить обобщенную модель технологии продуктивного обучения, разработать ее модификации под различные педагогические задачи с учетом особенностей адресных групп обучаемых, в том числе задачи подготовки студентов педагогических вузов к самостоятельной разработке объектов и инструментов цифровой образовательной среды.

Об авторах

Д. А. Антонова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия


Е. В. Оспенникова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

2. Антонова, Д. А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова, Е. В. Спирин // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». - 2018. - Вып. 14. - С. 5-37.

3. Антонова, Д. А. Типовые профессиональные задачи как основа организации проектной работы студентов в условиях применения технологии продуктивного обучения / Д. А. Антонова // Вестник ПГГПУ. Серия «ИКТ в образовании». - 2020. - Вып. 16. - С. 5-30.

4. Башмаков, М. И. Что такое продуктивное обучение? / М. И. Башмаков // Теория и практика продуктивного бучения : коллективная монография. - М. : Народное образование, 2000. - С. 6-14.

5. Бём, И. Продуктивное обучение: слагаемые системы / И. Бём, Й. Шнайдер // Совместный выпуск журналов «Школьные технологии». - 1999. - № 4; «Новые ценности образования». - 1999. - № 9. - С. 59-70.

6. Васильева, Е. Н. Интерактивное обучение как модель продуктивного учебного процесса в условиях введения ФГОС / Е. Н. Васильева // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты : матер. IV всерос. науч.-метод. конф. междунар. науч.-образ. форума «Человек, семья, общество: история и перспективы развития» / КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - С. 70-75.

7. Вачков, И. В. Полисубъектный подход как возможная методологическая основа инклюзивного образования / И. В. Вачков // Инклюзия в образовании. - 2016. - № 1 (1). - С. 21-37.

8. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - М. : Прогресс, 1987. - 335 с.

9. Ворожбитова, А. А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода / А. А. Ворожбитова // Вестник высшей школы. - 1999. -№ 2. - С. 22-26.

10. Губанова, Е. В. Продуктивный подход в обучении школьников решению нестандартных задач : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Губанова Е. В. - Саратов, 2004. - 214 с.

11. Ерофеева, В. А. Общие основы педагогики : конспект лекций / В. А. Ерофеева. - URL: https://coollib.net/b/116380-vera-arsentevna-erofeeva-obschie-osnovyi-pedagogiki-konspekt-lektsiy. - Текст : электронный.

12. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. - М. : Педагогика, 1981. - 200 с.

13. Келли, Дж. Теория личности (теория личностных конструктов) / Дж. Келли. - СПб. : Речь, 2000. - 249 с.

14. Козырев, Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование / Ф. Н. Козырев. - СПб. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2010. - 389 с.

15. Оспенникова, Е. В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе : метод. пособие / Е. В. Оспенникова. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 655 с.

16. Палеева, И. В. К вопросу о становлении коммуникативной дидактики в российской педагогике / И. В. Палеева, Е. Е. Сартакова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19616.

17. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с.

18. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. - М. : Просвещение, 1996. - 432 с.

19. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2-х т. / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 2005. - Т. 1. - 556 с.

20. Стариченко, Б. Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 6-15.

21. Трубников, С. Цифровизация российской школы / С. Трубников, А. Трубников. - URL: https://rossaprimavera.ru/article/336d883e? gazeta=/gazeta/281. - Текст : электронный.

22. Хуторской, А. В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика / А. В. Хуторской. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 219 с.

23. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения : пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 320 с.

24. Чамина, О. Г. Продуктивное обучение: потенциал развития в высшей школе / О. Г. Чамина. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22454.

25. Чистякова, С. Н. Продуктивная педагогика: прошлое и настоящее / С. Н. Чистякова // Совместный выпуск журналов «Школьные технологии». - 1999. - № 24; «Новые ценности образования». - 1999. - № 9. - С. 87-90.

26. Шаталова, Н. П. Азбука конструктивного обучения : монография / Н. П. Шаталова. - Красноярск : ООО «Научно-инновационный центр», 2011. - 204 с.

27. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.

28. Chandler, A. Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise / A. Chandler. - MIT Press, 1962. - 633 р.

29. Mintzberg, H. Patterns in Strategy Formation Author(s) / H. Mintzberg // Management Science. - May, 1978. - Vol. 24, № 9. - P. 934-948.


Для цитирования:


Антонова Д.А., Оспенникова Е.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2020;(6):163-173. https://doi.org/10.26170/po20-06-19

For citation:


Antonova D.A., Ospennikova E.V. METHODOLOGICAL BASES OF PRODUCTIVE LEARNING. Pedagogical Education in Russia. 2020;(6):163-173. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po20-06-19

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)